27.09.2018

Свет оказывает огромное биологическое действие на организм человека, особенно детский. Хорошее освещение оказывает положительное психологическое воздействие, действует тонизирующие,  положительное влияние на обмен веществ, сердечно-сосудистую систему, нервно-психическую сферу, способствует нормальному росту и развитию, улучшает иммунобиологические показатели. Также большую часть информации человек получает через органы зрения.

Поэтому в функциональных помещениях в организациях и учреждениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения.

При осуществлении образовательной деятельности в  организациях для детей и подростков, создание и обеспечение оптимальных уровней освещенности, в учебных классах и в функциональных помещениях являются обязательным условием правильного учебного процесса и сохранения здоровья обучающихся. Требования к искусственному освещению установлены Санитарными правилами  СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях", СанПиН2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению общественных и жилых зданий».

В учебных кабинетах следует применять систему общего освещения. Она обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок. Рекомендуется размещать светильники выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону пространства перед доской.

Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, не следует использовать в одном помещении люминесцентные и лампы и лампы накаливания.

Оптимальные  уровни освещенности установлены для учебных кабинетов, аудиторий, лабораторий, рекреаций  и должны быть не ниже 300 лк.

По результатам контрольных замеров уровней освещенности в образовательных учреждениях Республики Алтай в августе текущего года,  где в течение 2017-2018 учебного года фиксировались несоответствия данных показателей, установлено, что -  не обеспечена нормальная  освещенность в 52 школах.

До настоящего времени в 30 школах   региона не проведены работы по приведению в соответствие   уровней  освещенности в классах. При этом в 21 школе причиной нестандартных результатов  стала элементарная халатность персонала образовательных учреждений, когда при проведении замеров не поменяли перегоревшие лампы.

Так, при проведении замеров уровней освещенности в Усть-Канском районе  в  9 школах уровень освещенности недостаточный, при этом в 8-ми школах из-за неработающих электроламп, в  Улаганском районе по этой же причине плохая освещенность в 2 школах, в Шебалинском   -  в 11  школах,    в Усть-Коксинскм  - в 4 школах.  Установлена низкая мощность ламп в Чемальском районе в 1 школе, в Онгудайском  районе в 3 школах.

Недостаточное освещение и плохое его качество особенно негативно отражается на здоровье детей дошкольного и школьного периода, которые находятся в стадии активного роста и формирования всех систем организма.

При длительной работе в условиях недостаточной освещенности зрительное восприятие снижается, развивается близорукость, болезнь глаз, появляются головные боли, происходит воздействие на нервную оптико-вегетативную систему, вызывая угнетение иди наоборот чрезмерное возбуждение.  В результате этого дети могут становиться более инертными или агрессивными. Кроме этого, с повышением агрессивности, увеличивается число драк между школьниками, а также  высокая вероятность травматизма  и несчастных случаев, а также снижается успеваемость.

По результатам проведенных проверок Роспотребнадзора руководители образовательных учреждений  привлечены к административной ответственности, выданы  предписания об устранении выявленных нарушений в установленные сроки. Ситуация находится на контроле Роспотребнадзора.

Управление  Роспотребнадзора по Республике Алтай обращаются ко всем руководителям и сотрудникам образовательных учреждений, помните, в ваших руках здоровье   подрастающего поколения  и для его сохранения   необходимо создать необходимые условия.