16.01.2018

В настоящее время компьютерные технологии широко распространены и используются не только в производственных процессах, но и в процессе обучения. История развития компьютеров насчитывает половину столетия, но, персональное использование устройств визуального отображения информации началось не более 20 лет назад. Несмотря на такой короткий срок, накоплен в достаточном объеме исследовательский материал о влиянии персональных компьютеров на организм человека.

Кабинеты вычислительной техники в образовательных организациях оборудованы персональными компьютерами различного типа, которые, не всегда соответствуют гигиеническим требованиям.

При оценке конструктивных решений, прежде всего, необходимо обращать внимание на размер экрана и клавиатуру. Не желательно использование дисплеев с размером экрана по диагонали менее 31 см.

Конструктивные особенности персональных компьютеров должны отвечать следующим требованиям:

обеспечивать выполнение движений руками школьников в пределах поля зрения;

траектория движений не должна выходить за зону досягаемости;

Значительное зрительное напряжение при работе с компьютером обусловлено:

 

  • необычным контрастом между фоном и символами на экране;
  • символы на экране не имеют такой четкости, как печатный текст;
  • символы на экране часто имеют непривычную форму;
  • направление взгляда не может быть по желанию изменено;
  • фокусировка горизонтального взгляда труднее, чем взгляда, направленного вниз;
  • осознанным или бессознательным восприятием дрожания или мелькания изображения.

 

Эти, практически не устранимые, факторы существенно затрудняют зрительное восприятие и часто усугубляются качеством компьютерной техники.

При работе с компьютерами учащиеся испытывают неприятные ощущения в области глаз, определяемые как проявление астенопии. Под этим термином подразумеваются, прежде всего, зрительные симптомы (пелена перед глазами, неясные очертания предмета). Второй компонент этого понятия - «глазные» симптомы: ощущение усталости глаз, повышения их температуры, дискомфорта или боли. К концу учебного занятия отмечается утомление.

Учитывая всё это, при организации учебных занятий с использованием компьютеров, необходимо соблюдать физиолого-гигиенические принципы:

1. Ограничивать длительность учебных занятий.

Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером не должна превышать:

 

  • для учащихся 1-4 классов - 15 минут;
  • для учашихся 5-7-х классов - 20 минут;
  • для учашихся 8-9-х классов - 25 минут;
  • для учашихся 10-11-х классов - на 1-м часу учебных занятий 30 минут, на 2-м - 20 минут.

 

Занятия в кружках с использованием персонального компьютера должны организовываться не чаше 2 раз в неделю, и не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе.

В детских дошкольных организациях продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, для детей 6 лет - 15 минут.

Компьютерные игровые занятия в детских садах следует проводить не чаще 2 раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и четверг.

Запрещается использование одного компьютера для 2 и более человек независимо от их возраста. После занятий с использованием технических средств обучения необходимо проводить гимнастику для глаз.

2. При организации обучения на компьютерах необходимо следить за тем, чтобы

 

  • учащиеся занимали правильную позу;
  • расстояние от компьютерного дисплея до глаз составляло 55-60 см.;
  • мебель соответствовала возрастно-ростовым особенностям детей;
  • конструкция рабочего стола обеспечивала оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы;
  • конструкция рабочего стула обеспечивала поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволяла изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления;
  • рабочий стул должен быть оснащен подъемно-поворотным механизмом, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, расстоянию спинки от переднего края сиденья, регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с не скользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений и дезинфекцию.

 

К данным рекомендациям необходимо прислушаться и родителям, так как организация занятий за компьютерами должна быть строго контролируема не только в образовательной организации, но и в домашних условиях.