Свет оказывает огромное биологическое действие на организм человека, особенно детский. Хорошее освещение оказывает положительное психологическое воздействие, действует тонизирующие, свет оказывает положительное влияние на обмен веществ, сердечно-сосудистую систему, нервно-психическую сферу, способствует нормальному росту и развитию, улучшает иммунобиологические показатели. Также большую часть информации человек получает через органы зрения.
Поэтому в функциональных помещениях в организациях и учреждениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения. Пребывание детей в детских дошкольных учреждениях, школах, СПТУ и др. приходится в основном на дневное время, поэтому естественное освещение и инсоляция игровых и учебно-производственных помещений требуют первостепенного внимания. Недостаточное естественное освещение компенсируется искусственным, которое обеспечивается осветительными приборами как по всему помещению, так и в отдельных местах.
При осуществлении образовательной деятельности в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего специального профессионального образования, создание и обеспечение оптимальных уровней освещенности, в учебных классах и в функциональных помещениях являются обязательным условием правильного учебного процесса и сохранения здоровья обучающихся.
Основные гигиенические требования к условиям освещения заключаются в обеспечении достаточного уровня освещенности, равномерности распределения светового потока и яркостных контрастов в помещении, отсутствии прямой и отраженной блескости. Поэтому при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении учреждений образования большое внимание уделяется соблюдению норм освещенности.
Однако, при проведении плановых и внеплановых проверок с применением лабораторно-инструментальных исследований в образовательных учреждениях Республики Алтай, проведенных в ноябре, экспертами-физиками ИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» были выявлены нарушения требованиям санитарных норм и правил.
Так: в МБОУ «Бирюлинская средняя общеобразовательная школа» в мастерской уровень искусственной освещенности составил 249 лк, при нормативном значении –300-500 лк; в МКОУ «Мухор-Тархатинская СОШ» в столовой –178 лк, при нормативном значении –200 лк; в кабинете технологии девочек –312 лк, при нормативном значении –400-600 лк; в МОУ «Каракокшинская СОШ» в столовой – 84 лк, при нормативном значении –200 лк; в МБОУ «Юстикская основная общеобразовательная школа в кабинете начальных классов 2, 4 класс – 181 лк, при нормативном значении –300 лк; рекреация – 94 лк, при нормативном значении –150 лк; в МБОУ «Кайтанакская ООШ» в кабинете 7 класса – 196 лк, при нормативном значении –300-500 лк; кабинете 8 класса– 234 лк, при нормативном значении –300-500 лк; кабинете 6 класса– 221 лк, при нормативном значении –300-500 лк; рекреация – 52 лк, при нормативном значении –150 лк; в МБОУ «Кайтанакская ООШ» филиал «Мараловодческая НОШ» в рекреации – 58 лк, при нормативном значении –150 лк.
Стоит отметить и положительные примеры.
Так, своевременную подготовку школ, создание надлежащих условий обучения обеспечили в г.Горно-Алтайске. Здесь приведены в соответствие гигиеническим нормативам уровни освещенности в СОШ №10, СОШ №7, НОШ №5, во всех школах освещенность соответствует нормативам. Выделено 22 млн.руб из резервного фонда Президента РФ на проведение капитального ремонта гимназии №9, в том числе ремонт системы освещения.
В Чойском районе в Ыныргинской СОШ проведена реконструкция системы освещения, уровни освещенности доведены до нормативов во всех учебных помещениях
В Шебалинском районе проведен конкурс на проведение ремонта систем освещения в школах.
Недостаточное освещение может проводить к быстрому утомлению зрительных анализаторов и наиболее распространенным расстройствам зрения, в частности близорукости. Именно в детском возрасте формируется рефракция глаза, влияющая на уровень зрительных функций и зрительную работоспособность. Из-за постоянного напряжения глаз во время работы, плохой освещённости возникает зрительное утомление, что проявляется в снижении зрения, слезливости глаз. Появляется нечёткое, «размытое» изображение, резь в глазах, снижается внимание и качество работы. Кроме того, недостаточное освещение в кабинетах производственной практики может привести к повышению риска травматизма учащихся.
Обеспечение требований санитарных норм к факторам световой среды для рабочих мест в учебных классах и аудиториях образовательных учреждений является важным фактором создания комфортных условий для обучения.
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай напоминает, что ответственность за соблюдение санитарных норм и правил возложено на руководителей образовательных учреждений, которые должны эти правила соблюдать ежедневно и помнить, что в их руках находится здоровье детей.
Качественное освещение – залог здоровья детей
Свет оказывает огромное биологическое действие на организм человека, особенно детский. Хорошее освещение оказывает положительное психологическое воздействие, действует тонизирующие, свет оказывает положительное влияние на обмен веществ, сердечно-сосудистую систему, нервно-психическую сферу, способствует нормальному росту и развитию, улучшает иммунобиологические показатели. Также большую часть информации человек получает через органы зрения.
Поэтому в функциональных помещениях в организациях и учреждениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения. Пребывание детей в детских дошкольных учреждениях, школах, СПТУ и др. приходится в основном на дневное время, поэтому естественное освещение и инсоляция игровых и учебно-производственных помещений требуют первостепенного внимания. Недостаточное естественное освещение компенсируется искусственным, которое обеспечивается осветительными приборами как по всему помещению, так и в отдельных местах.
При осуществлении образовательной деятельности в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего специального профессионального образования, создание и обеспечение оптимальных уровней освещенности, в учебных классах и в функциональных помещениях являются обязательным условием правильного учебного процесса и сохранения здоровья обучающихся.
Основные гигиенические требования к условиям освещения заключаются в обеспечении достаточного уровня освещенности, равномерности распределения светового потока и яркостных контрастов в помещении, отсутствии прямой и отраженной блескости. Поэтому при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении учреждений образования большое внимание уделяется соблюдению норм освещенности.
Однако, при проведении плановых и внеплановых проверок с применением лабораторно-инструментальных исследований в образовательных учреждениях Республики Алтай, проведенных в ноябре, экспертами-физиками ИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» были выявлены нарушения требованиям санитарных норм и правил.
Так: в МБОУ «Бирюлинская средняя общеобразовательная школа» в мастерской уровень искусственной освещенности составил 249 лк, при нормативном значении –300-500 лк; в МКОУ «Мухор-Тархатинская СОШ» в столовой –178 лк, при нормативном значении –200 лк; в кабинете технологии девочек –312 лк, при нормативном значении –400-600 лк; в МОУ «Каракокшинская СОШ» в столовой – 84 лк, при нормативном значении –200 лк; в МБОУ «Юстикская основная общеобразовательная школа в кабинете начальных классов 2, 4 класс – 181 лк, при нормативном значении –300 лк; рекреация – 94 лк, при нормативном значении –150 лк; в МБОУ «Кайтанакская ООШ» в кабинете 7 класса – 196 лк, при нормативном значении –300-500 лк; кабинете 8 класса– 234 лк, при нормативном значении –300-500 лк; кабинете 6 класса– 221 лк, при нормативном значении –300-500 лк; рекреация – 52 лк, при нормативном значении –150 лк; в МБОУ «Кайтанакская ООШ» филиал «Мараловодческая НОШ» в рекреации – 58 лк, при нормативном значении –150 лк.
Недостаточное освещение может проводить к быстрому утомлению зрительных анализаторов и наиболее распространенным расстройствам зрения, в частности близорукости. Именно в детском возрасте формируется рефракция глаза, влияющая на уровень зрительных функций и зрительную работоспособность. Из-за постоянного напряжения глаз во время работы, плохой освещённости возникает зрительное утомление, что проявляется в снижении зрения, слезливости глаз. Появляется нечёткое, «размытое» изображение, резь в глазах, снижается внимание и качество работы. Кроме того, недостаточное освещение в кабинетах производственной практики может привести к повышению риска травматизма учащихся.
Обеспечение требований санитарных норм к факторам световой среды для рабочих мест в учебных классах и аудиториях образовательных учреждений является важным фактором создания комфортных условий для обучения.
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай напоминает, что ответственность за соблюдение санитарных норм и правил возложено на руководителей образовательных учреждений, которые должны эти правила соблюдать ежедневно и помнить, что в их руках находится здоровье детей.