Всемирный день качества (World Quality Day) проводится ежегодно во второй четверг ноября по инициативе ведущих международных организаций по качеству при поддержке ООН. Впервые праздник отмечался в 1989 году.
В большинстве европейских стран, в том числе и в России, с 1995 года вторая неделя ноября считается Европейской неделей качества. Европейская неделя качества проводится с целью привлечения общественного внимания к проблемам качества, а также демонстрации достижений в области качества.
Проблема качества относится к самым приоритетным проблемам в экономике всех ведущих стран мира, так как именно качество в современных условиях жизни – это ключ к успешному функционированию любой отрасли, любого предприятия, а значит и всей страны в целом.
Определяя для себя качество, люди подразумевают качество жизни, основанное на благах современной цивилизации. К таким благам относятся и обеспечение благополучия окружающей среды, и сохранение физического здоровья человека, а также создание для него комфортных психологических условий жизнедеятельности.
Контроль качества окружающей среды, условий обучения, проживания, условий труда а также реализуемых товаров, работ и услуг, охрана здоровья населения, защита прав потребителей – все это относится к основным направлениям деятельности Роспотребнадзора. Основная задача специалистов Роспотребнадзора не допустить ухудшения условий жизни, предупредить попадание на рынок недоброкачественной небезопасной продукции.
Сегодня хотелось бы подробно остановиться на осуществляемом контроля качества за качеством и безопасностью реализуемых товаров и услуг.
За 10 месяцев текущего года в Управление Роспотребнадзора поступило 326 письменных обращений граждан, еще порядка 2 тысяч потребителей обратились к специалистам устно. 80 % обращений по вопросам защиты прав потребителей касаются вопросов качества товаров и оказываемых услуг.
Самым распространенными являются претензии к качеству промышленных товаров, технически сложных товаров, бытовых услуг, перевозки, оказанию финансовых услуг, дистанционной торговли товаров и др .
Говоря о предоставляемых населению услугах, чаще всего возникают претензии к качеству производства мебели, установки дверей и окон и др.
В ходе рассмотрения обращений основная цель помочь потребителю решить вопрос в досудебном порядке.
В досудебном порядке потребителям возвращено 151830 рублей. Подано 37 исков в защиту прав потребителей, 27 исков рассмотрено, удовлетворено исков на сумму 1,6 млн. рублей.
За 10 месяцев специалистами Управления в судах дано 27 заключений, по результатам которых в пользу потребителей присуждено 1,020 млн. рублей.
Качество продовольственной продукции также часто оставляет желать лучшего и потребители выражают недовольство качеством таких продуктов, как мясные полуфабрикаты, рыба, колбасные изделия, масло и др. Необходимо отметить, что зачастую причинами ухудшения качества пищевой продукции является несоблюдение продавцами и перевозчиками условий хранения, несоблюдении санитарных требований при реализации пищевых продуктов. Кроме этого, имеет место и фальсификация продукции. В ходе проверок были выявлены фальсифицированные пищевые продукты : (абрикосовый 100% натуральный сок с мякотью и сахаром. Гомогенизированный, стерилизованный. Восстановленный. ООО "СибкетМ" г. Новосибирск, ул. Королева, 40; масло коровье сладко-сливочное «Крестьянское» массовая доля жира не менее 72,5 %, тара (упаковка):потребительская, объем (количество): 600 грамм, изготовитель: ООО ТД «Алтайское масло» Алтайский край, г. Бийск, ул. Садовая, д. 184, дата изготовления: 14.09.2017. Роспотребнадзором по Республике Алтай приняты меры по недопущению реализации указанной пищевой продукции, виновные лица привлечены к административной ответственности, выданы предписания. В Управления Роспотребнадзора, на территории которых находятся предприятия, направлены письма о применении мер в отношении производителей.
В рамках контроля за безопасностью пищевых продуктов, реализуемых в Республике Алтай. Управлением по Республике Алтай за прошедший период года проведено 150 проверок объектов, занятых в сфере производства пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами. Число выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований составило 847.
Специалистами Роспотребнадзора отобрано для проведения лабораторных исследований более 4000 проб пищевой продукции.
В результате проведенных исследований проб пищевой продукции по различным показателям обнаружилось, что удельный вес продукции, не соответствующей требованиям, составил 1,9 %.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий Роспотребнадзором изъято из оборота 106 партий несоответствующей требованиям пищевой продукции общим объемом 327,9 кг.
За выявленные нарушения вынесено 189 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа. Общая сумма наложенных административных штрафов на предприятия, занятые в сфере производства пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами составила 743 тысячи рублей.
По материалам Роспотребнадзора приостановлена деятельность 20 предприятий торговли и общественного питания.
Кроме надзорной деятельности в целях предупреждения нарушений прав потребителей Роспотребнадзором ведется большая работа с производителями и поставщиками товаров. При выявлении некачественной продукции меры принимаются не только в отношении продавца, но и производителей и поставщиков.
Напоминаем жителям и гостям Республики Алтай, что ежедневно по будням, в том числе и 9 ноября в Управлении Роспотребнадзора по Республике Алтай работает «горячая линия», позвонив на которую, можно получить консультацию специалистов по вопросам качества товаров, работ и услуг, телефон 6-42-41, 6-43-84.