Вопросы формирования ценностей здорового образа жизни, повышения общего уровня здоровья нации являются в настоящее время одним из главных национальных приоритетов Российской Федерации. Спорт - одна из составляющих здоровья нации.
Физическое развитие детей имеет важное значение как в плане становления и развития их костной и мышечной систем, так и для приобретения некоторых социальных навыков и личностных установок. Более крепкий, развитый физически ребенок всегда будет более активным, деятельным и уверенным в себе. Достижения таких целей и преследует физкультура в школе.
Проблемы детства, в части повышения уровня здоровья подрастающего поколения России, нашли своё отражение в таких важных государственных стратегических ориентирах, как: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Вместе с тем, вопросы, связанные с созданием комфортной жизненной среды для детей, сохраняют свою остроту и требуют быстрейшего конструктивного решения. Главная из них – сбережение здоровья каждого ребёнка, создание условий для его полноценного развития.
Именно эта проблема легла в основу одного из ключевых принципов «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761).
Зачастую отсутствие условий для занятий полезным досугом, физкультурой и спортом, становится причиной детского алкоголизма, курения и т.д.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) предусматривают выделение на территории общеобразовательного учреждения физкультурно-спортивной зоны.
Основная проблема в организации уроков физкультуры в Республике Алтай – это отсутствие спортивных залов в сельских школах. Несмотря на то, что на дворе 21 век, в Республике Алтай в 12 школах из 182 полностью отсутствует какое-либо спортивное оборудование на пришкольных участках.
Отсутствуют спортивные площадки: в вечерней школе г.Горно-Алтайска, в Кызыл-Озекской СОШ, в филиале начальной школы, в Улаганской СОШ, в Усть-Канском районе: в Орокской НОШ, Озернинской НОШ, в Шебалинском районе: в Мухор-Чергинской НОШ, Мариинской НОШ, Верх-Чергинской ООШ, в Усть-Коксинском районе в Тюнгурской ООШ, Нижне-Уймонской ООШ, Кучерлинской НОШ.
Строительство новых, реконструкция и переоборудование старых физкультурно-спортивных зон очень затратное мероприятие и денежных средств на эти цели не хватает. Одним из вариантов решения проблемы оборудования спортивных площадок является привлечение к этому делу родителей и спонсоров. Ведь спортивные площадки не только повысят интерес школьников к занятиям спортом, но будут способствовать формированию и распространению принципов здорового образа жизни, а в этом должны быть в первую очередь заинтересованы родители.
Организация занятия физкультурой и спортом в общеобразовательных учреждениях региона требует принятия действенных мер со стороны муниципальных образований республики.
В целях укрепления здоровья школьников, формировании у них мотивации к ведению здорового образа жизни Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай во все муниципальные образования направляются предложения о необходимости перераспределения средств на создание условий для занятий физической культурой и спортом в школах. В ходе контроля выполнения планов заданий общеобразовательными учреждениями оборудованию спортивных залов и спортивных площадок будет уделяться особое внимание.