27.01.2017

Родителей и врачей все больше беспокоит тот факт, что дети приходят в школу относительно здоровыми, а выпускаются с функциональными нарушениями или даже хроническими заболеваниями. В Республике Алтай по данным результатов ежегодных углубленных медицинских осмотров учащихся общеобразовательных учреждений на протяжении последних 5 лет сохраняется рост заболеваний ведущих классов болезней:  костно-мышечной системы, сколиозом (пок-ль – 17,48 в 2011 году -9,08;  рост в 1,9 раза),  болезнями органов зрения (миопия) (пок-ль – 52,3 в 2011 году – 30,57;   рост в 1,7 раза).

Годы за партой особенно плохо отражаются на зрении и осанке детей. 

Нарушения осанки у школьников происходят в период физиологической перестройки организма, и обычно вызваны неправильной посадкой, расстановкой и подбором мебели  в классе, использованием не соответствующих росту парты и стула и др. Эта проблема тесно взаимосвязана со снижением остроты зрения: когда ребенок плохо видит, он сутулится за столом, принимая более удобную для себя, но отнюдь не правильную позу. И наоборот: из-за противоестественно выгнутого позвоночного столба сосуды у основания черепа пережимаются, нарушается кровоснабжение головного мозга, результат — ухудшение памяти и снижение зрения.
Из проверенных сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай школ в декабре 2016 года в 25 %  проверок установлены нарушения гигиенических требований к расстановке и подбору мебели в классах. За допущенные нарушения должностные лица привлечены к административной ответственности, руководителям  выданы предписания об устранении выявленных нарушений в установленные сроки.

В целях минимизации вреда для детского здоровья оборудование общеобразовательных организаций должно проводиться с учетом требований  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных организациях».

В классе должна быть установлена  мебель как минимум  двух размеров. Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка.

Размеры мебели и ее маркировка

Группа роста учащихся  (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья

1000 - 1150

460

Оранжевый

260

1150 - 1300

520

Фиолетовый

300

1300 - 1450

580

Желтый

340

1450 - 1600

640

Красный

380

1600 - 1750

700

Зеленый

420

Свыше 1750

760

Голубой

460

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

- между рядами двухместных столов - не менее 60;

- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

- от первой парты до учебной доски - не менее 240;

- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

- высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

Немаловажным является и установка раковин в учебных помещениях с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1 - 4 классов и на высоте 0,7 - 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5 - 11 классов

Управление Роспотребнадзора по РА обращает внимание руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений на необходимость внимательного отношения  к соблюдению требований к расстановке и подбору мебели соответственно росту обучающихся, обеспечивая им наиболее комфортные условия обучения.

Родителям школьников советуем также  обращать особое внимание на условия обучения детей, и при выявлении нарушений сигнализировать руководству образовательного учреждения в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай.