Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай в рамках контрольно-надзорных мероприятий образовательных учреждений проводится контроль соблюдения режима образовательной деятельности. Учебная нагрузка школьников должна быть такой, чтобы обеспечить нормальную деятельность коры головного мозга учащихся и высокий уровень работоспособности.
Так, в ходе плановой проверки Майминской школы №1, которая перешла на 5-ти дневную учебную неделю, были выявлены нарушения гигиенических требований к режиму образовательной деятельности: не учтена динамика изменения работоспособности обучающихся: наиболее трудные предметы в расписании установлены уже с первых уроков, не предусмотрено снижение максимальной учебной нагрузки в течение недели, отсутствует перерыв между сменами.
По итогам проверки образовательному учреждению выдано предписание об устранении нарушений в организации учебного процесса в установленные сроки. Исполнение предписания находится на контроле Управления Роспотребнадзора.
Расписание уроков в школе, гимназии или лицее составляется с учетом требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных организациях».
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал от 10 до 12 часов. В это время отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Следовательно, в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования –на 2-м, 3-м и 4-м уроках. Умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели неодинакова. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в ее начале (понедельник) и в конце (пятница). В связи с этим распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду, а в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу. Объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня для обучающихся 1-х классов не должен превышать четыре урока, 2-4 –х классов – пять уроков, 5-6-х классов – шесть уроков, 7-11-х классов – семь уроков.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводят уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
Для обязательных и факультативных занятий составляются отдельные расписания, между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Важны продолжительность урока (академический час) не более 45 минут.
Продолжительность перемен между уроками не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) -20-30 минут. Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.
В связи с не учетом норм составления расписания возникает высокая перегрузка нервной системы и психики обучающихся, что приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. У детей в первую очередь это выражается в изменении почерка и в поведении, появляются жалобы на головную боль и неприятные ощущения в животе.
В целях нормализации учебной нагрузки и недопущения перегрузок обучающихся Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай обращает внимание руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений на необходимость внимательного отношения к составлению расписания занятий, в первую очередь соблюдению интересов обучающихся и их учебной нагрузки, а не в пользу своих коллег, обеспечивая им наиболее комфортные условия работы, такие как минимальное количество «окон» или начало/окончание рабочего дня в удобное для них время.
Специалисты Роспотребнадзора по Республике Алтай призывают родителей детей обращать особое внимание на организацию учебных занятий в школе и повышать роль родительского контроля в соблюдении гигиенических требований к режиму образовательной деятельности.