По инициативе Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай 21 октября в ходе коллегии Министерства регионального развития региона рассмотрены вопросы улучшения качества и безопасности питьевого водоснабжения населения и обсуждены мероприятия по упорядочению сбора, вывоза и утилизации коммунальных отходов.
Представляющая Роспотребнадзор Галина Логинова проинформировала участников коллегии о состоянии источников питьевого водоснабжения в регионе, выразив беспокойство по поводу ненадлежащего содержания ряда из них.
В частности, отмечено, что 203 (40,2%), из более чем 700 скважин не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, не имеют положительных санитарно-эпидемиологических заключений. Между тем, реализация мероприятий по улучшению санитарного состояния водоисточников в муниципалитетах проводится медленными темпами, особенно в Онгудайском, Майминском, Улаганском районах. Лицензии имеются лишь на 209 скважин. За 6 месяцев текущего года оформлено всего 20 лицензий. Вместе с тем, Управлением Роспотребнадзора по РА за указанный период выдано 42 санитарно-эпидемиологических заключения (СЭЗ) о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям условий водопользования, необходимых для оформления лицензии.
Представитель Роспотребнадзора отметила, что в 2016 г. проведены объемные работы по улучшению водоисточников лишь в Шебалинском, Усть-Коксинском, Чойском, Чемальском, Турочакском, Кош-Агачском районах.
В Шебалинском районе осенью текущего года, благодаря бурению новой скважины, прокладке 410 метров водопровода, приведено в соответствие с гигиеническими нормативами качество воды, подающейся в Шебалинскую школу. В течение ряда лет показатели воды по содержанию нитратов превышали нормативы в разы, что угрожало здоровью потребителей воды, которыми в большей части являлись школьники. Благодаря тесному взаимодействию муниципалитета с Роспотребнадзором в настоящее время качество воды не вызывает угроз. Кроме этого, в районе провели ремонт павильонов скважин в с.Черга, с.Шебалино, провели ограждение на скважинах.
В с. Кош-Агач на скважинах по ул.Луговой, с.Мухор-Тархата, с.Кызыл-Таш, с.Ортолык провели ремонт изгороди, забетонировали полы в павильонах скважин. В Чойском районе: в с.Тишка провели водопровод, протяженностью 1 км; провели ремонт водонапорных башен в Киска, с.Ынырга, с.Бийка. Ведется прокладка водопровода от скважины в с.Уймень.
В Турочакском районе: разработали 14 проектов зоны санитарной охраны источников водоснабжения.
В Усть-Коксинском районе на выполнение мероприятий по устранению замечаний израсходовано 1000000 рублей: оборудовали пробоотборные краны, манометры на 15 скважинах. Провели герметизацию оголовков 6 скважин. Провели ограждение территории ЗСО 1-го пояса на 20 скважинах , установили 39 знаков особого режима на ЗСО 1 пояса. Подготовлены документы для сдачи на получение санитарно-эпидемиологических заключений на 7 скважин.
В Усть-Канском районе оборудовали пробоотборные краны на 20 скважинах, забетонировали полы в павильонах 15 скважин. Провели ремонт ограждения на 10 скважинах, установили 6 знаков особого режима на ЗСО 1 пояса. Провели герметизацию оголовков скважин -14.
Между тем, состояние большинства водоисточников в муниципалитетах требует серьезного внимания хозяйствующих субъектов и муниципалитетов.
Кроме этого, Галина Логинова акцентировала внимание участников Коллегии на игнорирование хозяйствующими субъектами требований Постановления Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», согласно требованиям которого владельцы скважин ежемесячно должны проводить производственный лабораторный контроль качества питьевой воды. В разрез с требованиями постановления производственный лабораторный контроль качества питьевой воды ежемесячно не проводится. Не выполняются требования по проведению контроля качества воды на санитарно-химические и радиологические показатели. Все это свидетельствует об отсутствии контроля качества подаваемой населению питьевой воды и вызывает тревогу специалистов Роспотребнадзора, так как при возникновении угрозы здоровью потребителей воды невозможно принять своевременно меры для предупреждения вреда здоровью потребителей.
Со своей стороны, Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай за 9 месяцев 2016 г. в рамках государственного контроля качества и безопасности питьевой воды исследовано 1188 проб воды. Удельный вес проб, не отвечающих санитарным нормам по микробиологическим показателям из централизованных источников водоснабжения, в 2016 году составил 4,5 % (2015 – 3,3%), по санитарно-химическим показателям в 2016 г. – 4,9 % (2015 – 1,3%).
Наибольший удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, отмечается в Чойском (15,1%), Майминском (14%), Чемальском (6,4%) районах. По санитарно-химическим показателям - Шебалинский район- 35,4%,Чойский -22,2%, Усть-Канский район-21,7%, Чемальский, Улаганский район-18%.
За прошедший период года Роспотребнадзором по Республике Алтай проведены проверки 12 организаций, осуществляющих водоснабжение. Привлечены к административной ответственности 12 юридических лиц. В суд направлены материалы в отношении 4-х предприятий о возложении обязанности по устранению нарушений федерального законодательства и обеспечению безопасности водоснабжения населения. В Управление Следственного комитета по Республике Алтай направлено 4 материала о нарушении обязательных требований при организации водоснабжения.
Галина Викторовна отметила также, что практически в еженедельном режиме вопрос по повышению безопасности питьевой воды поднимается Роспотребнадзором перед главами муниципальных образований, но поднимаемые проблемы решаются крайне медленно.
В ходе коллегии также поднят и вопрос сбора, вывоза, утилизации коммунальных отходов. По мнению Роспотребнадзора, ситуация с обеспеченностью населенных пунктов специализированными инженерными сооружениями для размещения отходов, а также по их обезвреживанию продолжает оставаться неудовлетворительной.
Утилизация твердых бытовых отходов в республике предусмотрена на 90 свалках, из них 28 полигонов ТБО, 68 усовершенствованные свалки. Санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарно-гигиенических норм выдано -28 (31%), из них 7 на не соответствие (с.Ябоган, с.Усть-Кан, с.Усть-Кокса, с.Онгудай Ур.Сары_Кобы, с.Боочи, с.Ело, с. Чемал ур.Чепош). Проводимый Роспотребнадзором по региону анализ состояния свалок и полигонов ТКО показал, что в населенных пунктах грубо нарушаются требования санитарного законодательства на полигонах ТКО: территории полигонов ТКО по периметру не ограждены, на некоторых ограждение неисправно, местами отсутствует, уплотнение и промежуточная изоляция грунтом слоёв ТКО не проводится. Лёгкие фракции мусора разносятся на прилегающую территорию, что смотрится крайне не эстетично. Уборка прилежащих территорий своевременно не проводится Мусор на свалках часто поджигают, тогда как значительная часть мусора – это пластмассовые отходы, продукты горения которых крайне токсичны. Санитарно-защитные зоны для свалок не определены, лабораторный производственный контроль состояния почвы, грунтовых вод и поверхностных водоемов, воздуха не проводится. В 2016г производственный лабораторный контроль провели лишь 4 предприятия ( ООО «Коммунальщик»-11исследований , ООО «Жилкомсервис-2 , ООО «Экобезопасность»-6.
Галина Викторовна напомнила участникам коллегии, что полномочия по организации утилизации и переработке бытовых отходов возложены на муниципальные образования районного уровня, а бездействие администрации муниципалитетов в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов приводит к загрязнению окружающей среды и грубо нарушает конституционные права граждан на благоприятную среду обитания.
В целях сохранения здоровья жителей региона, предупреждения ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе, представитель Роспотребнадзора внесла в решение коллегии Министерства предложения, выполнение которых призвано упорядочить вопросы содержания полигонов и свалок твердых коммунальных отходов и повысить качество и безопасность подаваемой населению региона питьевой воды.