26 марта на межведомственном совещании по проблемам природоохранного законодательства, прошедшего в Прокуратуре Республике Алтай обсуждены недостатки в деятельности органов местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления.
Докладчиком по указанному вопросу выступил заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай Михаил Романов.
Он отметил обеспокоенность Роспотребнадзора по Республике Алтай в связи с ситуацией по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления на территории региона.
Несмотря на ряд принимаемых в этом направлении мер, (в текущем году ликвидировано 383 несанкционированные свалки мусора, вывезено 9666,42 т отходов, к административной ответственности привлечено 1456 нарушителей) на территории Республики Алтай продолжают иметь место грубые нарушения санитарного и природоохранного законодательства.
По мнению Роспотребнадзора, сложившаяся ситуация обусловлена бездействием со стороны должностных лиц муниципальных образований при исполнении своих полномочий в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В своем выступлении Михаил Романов подчеркнул: «согласно ст. ст. 41, 42 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.8 ФЗ РФ от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека». Полномочия же по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов возложены на муниципальные образования районного уровня. Эти же полномочия прописаны и в Уставах муниципальных образований районов.
Фактически, получается, что утилизацией отходов в большинстве районов занимаются сельские поселения, документально делегирование указанных полномочий не подтверждено, финансирование на содержание полигонов для утилизации отходов в бюджете сельских поселений не предусмотрено. Администрации муниципальных районов, администрации сельских поселений не принимают должных мер по упорядочению сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления. Схемы сбора, вывозки и утилизации отходов по-прежнему не разработаны, не утверждены. Плановая санитарная очистка в сёлах не организована, большей частью вывоз отходов производится по мере накопления, контейнеров для сбора отходов недостаточно, а в большинстве сёл их попросту нет.
Особую тревогу вызывает содержание полигонов ТБО. Твёрдые и жидкие бытовые отходы в сёлах района утилизируются на примитивных свалках и полях фильтрации. Повсеместно нарушаются санитарные правила при эксплуатации свалок ТБО, уплотнение и промежуточная изоляция грунтом слоёв ТБО не проводится. Санитарно-защитные зоны для этих свалок не определены, допускается загрязнение подъездных путей и прилегающей территории мусором, уборка этих территорий своевременно не проводится. Лабораторный производственный контроль состояния почвы, грунтовых вод и поверхностных водоёмов, воздуха не проводится.
Управлением Роспотребнадзора по РА принимаются определённые меры административного воздействия в отношении хозяйствующих субъектов. В 2013 году за нарушения правил обращения с отходами производства и потребления к административной ответственности привлечено 74 субъекта, наложено штрафов на сумму 805 тысяч рублей, 8 материалов направлены в суды. «Одними административными методами проблему сбора, вывозки и утилизации отходов производства и потребления не решить. К тому же, зачастую, юридические лица, ответственные за содержание свалок не определены», - акцентировал Михаил Романов
По мнению представителя Роспотребнадзора, для наведения порядка на территории региона должностным лицам муниципальных образований следует более ответственно относится к своим обязанностям по обеспечению конституционных прав граждан на благоприятную среду обитания. Для этого необходимо предусмотреть для нарушителей законодательства более жесткие административные меры и включить обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду в показатели эффективности работы муниципалитетов.