Каждый руководитель предприятия должен знать, в каких случаях должно быть получено санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ).
В первую очередь, этот документ должен быть выдан любому юридическому лицу, открывающему новый бизнес. В случае если деятельность компании подлежит лицензированию, СЭЗ потребуется в процессе получения лицензии, в противном случае оно будет являться основным документом, дающим право на работу. Получение санитарно-эпидемиологического заключения также потребуется руководителю предприятия при проверке организации надзорными органами и при осуществлении производственного контроля.
Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ) - документ, подтверждающий, что продукция, вид деятельности или технические условия соответствуют установленным санитарным и гигиеническим правилам и нормам. Другими словами гигиенический сертификат подтверждает, что условия или товары не противоречат нормам, установленным законодательно.
Выдавать такие заключения может только Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай. Для его получения нужно пройти стандартную процедуру, предоставив в ведомство: заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения (это можно сделать в МФЦ или через Госуслуги, а также лично или путем отправки документов в Роспотребнадзор почтой), и результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке.
Санитарно-эпидемиологические экспертизы проводятся аккредитованными организациями (в основном это ФБУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии»).
Для получения государственной услуги по выдаче СЭЗ необходимыми являются также сведения о государственной регистрации заявителя, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей) и находящиеся в распоряжении ФНС России. Данные сведения Роспотребнадзор в порядке межведомственного взаимодействия запрашивает непосредственного в ФНС России. Между тем, заявитель вправе предоставить документы, полученные им у налогового органа самостоятельно.
Правила проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок с выдачей санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ) в настоящее время регламентируются двумя основными нормативными правовыми актами Роспротребнадзора:
- Приказом от 19 июля 2007 года № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».
- Приказом от 18 июля 2012 года № 775 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно- эпидемиологических заключений».
Санитарно-эпидемиологическое заключение оформляется на виды деятельности и проектную документацию. Обращаем внимание на то, что СЭЗ выдается не на вид деятельности как таковой, а на соответствие санитарным нормам и правилам территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств используемых при осуществлении конкретных видов деятельности, которые установлены в законе.
Наименование вида деятельности (выполняемых работ, оказываемых услуг) на которые выдается СЭЗ:
- Медицинская деятельность;
- Фармацевтическая деятельность;
- Образовательная деятельность.
- Деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;
- Деятельность связанная с использованием источников ионизирующего излучения;
- Деятельность связанная с использованием возбудителей инфекционных;
- Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировки, размещению отходов I-IV классов;
- Использование водных объектов в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения.
Наименование проектной документации на которые выдается СЭЗ:
- Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ);
- Проект санитарно - защитной зоны (СЗЗ);
- Проект размещения ПРТО базовой станции (БС);
- Проект организации зон санитарной охраны (ЗСО).
Срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны не может превышать 15 рабочих дней со дня приема и регистрации в территориальном органе Роспотребнадзора заявления и документов..
Срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о размещении объектов, не может превышать 10 календарных дней со дня приема и регистрации в территориальном органе Роспотребнадзора заявления и документов.
Срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности, не может превышать 20 рабочих дней со дня приема и регистрации Роспотребнадзором заявления и документов.
За 9 месяцев 2022 г. Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай выдано 431 санитарно-эпидемиологическое заключение, в т.ч: на медицинскую деятельность – 25, фармацевтическую – 8, образовательную деятельность – 23, на деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления - 163, на деятельность связанную с использованием источников ионизирующего излучения – 2, на использование водных объектов в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения - 17.
Кроме того, выданы Санитарно-эпидемиологические заключения на проекты: предельно-допустимых выбросов (ПДВ) – 6, санитарно-защитных зон – 47, размещения ПРТО – 127, зон санитарной охраны – 10.