В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с требованиями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования -санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия негативных факторов на здоровье населения и окружающую среду.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 утверждены правила правил установления санитарно-защитных зон, определен порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особенности использования расположенных в этих зонах земельных участков.
Решение об установлении (изменении, прекращении существования) санитарно-защитной зоны принимается Роспотребнадзором и его территориальными органами. Сведения о создании санитарно-защитной зоны вносятся в Единый государственной реестр недвижимости, а сама санитарно-защитная зона считается установленной со дня внесения соответствующих сведений.
Роспотребнадзором по Республике Алтай проводится работа с собственниками объектов по разработке проектов санитарно-защитных зон.
В Республике Алтай на 7 июня 2022 решения на установленную СЗЗ имеют 380 объектов или 76,92 % предприятий, являющихся источником неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Анализ ситуации с оформлением проектов на СЗЗ по муниципальным образованиям республики показывает, что работы в этом направлении проводится не везде.
Лишь в пяти муниципалитетах: Усть-Коксинском, Усть-Канском, Шебалинском, Улаганском и Чемальском районах полностью выданы решения на кладбища.
Проведена значительная работа по выдаче решений на АЗС в г.Горно-Алтайске, где проекты разработаны на 9 из 10 АЗС; в Майминском районе - на все АЗС, в Кош-Агачском районе 9 из 10, в Онгудайском районе на 4 из 8, более 50% решений на АЗС выдано в Усть-Канском и Турочакском районах.
Гораздо хуже выглядит картина по выдаче решений на установление СЗЗ на промышленные предприятия. Так, если в Горно-Алтайске такие решения имеют почти 40 % предприятий, в Майминском районе почти 50 %, то в остальных муниципалитетах процент предприятий, имеющих решение об установлении СЗЗ колеблется от 3% (Усть-Канский район) до 21% в Шебалинском и 25% в Чемальском.
Особо беспокоит, что муниципальные образований не проводят работу по установлению санитарно-защитных зон полигонов ТКО, которые расположены в границах территорий муниципалитетов, что несет угрозу загрязнения окружающей среде.
За период с 01.05.2022 по 07.06.2022 Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай, по представленным документам хозяйствующих субъектов и Муниципальных образований, выдано 17 положительных решений на установление СЗЗ, в том числе 1 решение на промышленную площадку в г.Горно-Алтайске, 2 на промышленные площадки и 1 на котельную МУП "Кристалл"в Майминском районе, 2 в Онгудайском районе на скотомогильник (биотермическая яма), Усть-Коксинский район - 1 решение на скотомогильник (биотермическая яма) и 10 решений на скотомогильники в Кош-Агачском районе.
Из Чойского, Чемальского, Турочакского, Усть-Канского, Шебалинского, Улаганского районов заявлений на получение решений об утверждении санитарно-защитных зон не поступало.
Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в её границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Мероприятия по установлению санитарно-защитных зон продолжаются.
Управление Роспотребнадзора по Респубилке Алтай напоминает, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа по ст.6.3 ч.1 «нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Призываем муниципальные образования и собственников предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения принять исчерпывающие меры для проведения мероприятий по выполнению требований действующего законодательства.