29 сентября на заседании Республиканской межведомственной комиссии по охране труда с участием Роспотребнадзора рассмотрен вопрос установления санитарно-защитных зон для предприятий, которые оказывают негативное влияние на окружающую среду и здоровье населения.
Представляющий Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Сергей Елсуков проинформировал участников о ходе выполнения в регионе Постановления Правительства РФ № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон». Документ действует в течение трех лет, с 1918 года, но не во всех территориях региона исполняется.
Санитарно-защитная зона (далее – СЗЗ) – это специальная территория вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, которая имеет особый режим использования. По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Законом предусмотрено, что собственники объектов недвижимости, влияющих на состояние окружающей среды, обязаны подать заявление об определении или корректировке границ СЗЗ в Роспотребнадзор. К нему прилагается пакет документов (проекты, предпроектные материалы, установленные кадастровые точки).
Это же правило относится к объектам, находящимся в стадии строительства и реконструкции. Установление СЗЗ на стадии проектирования, в ряде случаев, является обязательным условием для получения разрешения на строительство.
На территории Республики Алтай размещено 494 объекта для которых требуется разработка санитарно-защитной зоны, как для источников химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.
Для сокращения негативного влияния на здоровье людей и окружающую среду юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны разработать программу производственного контроля, утвердить и проводить производственный контроль в т.ч. посредством лабораторно-инструментальных исследований, как на рабочих местах (микроклимат, освещенность, ЭМИ и т.д), так и в зоне влияния (воздействия) объекта (шум, физико-химические выбросы в атмосферу и т.д.), а также информировать надзорные органы о всех аварийных ситуациях.
Сергей Елсуков отметил, что в связи с продолжающимся мораторием на проверки бизнеса, Роспотребнадзор не вправе проводить плановые проверки большинства объектов малого и среднего бизнеса региона, что не позволяет установить степень негативного влияния ряда объектов на здоровье людей. «Поэтому очень важно, чтобы руководители предприятий, организаций и учреждений проводили контроль соблюдения требований федерального законодательства и санитарных правил. Это даст возможность объективно оценить состояние условий труда работников и оказываемое влияние на население, проживающее в зоне влияния объектов с последующим установлением санитарно-защитных зон,» - заключил представитель Роспотребнадзора.
Он проинформировал участников совещания о проводимой Роспотребнадзщором работе по контролю организации санитарно-защитных зон. Во все муниципалитеты, профильные министерства, ведомства и организации ежегодно направляются запросы; вынесены предостережения в адрес всех муниципальных образований и сельских поселений по установлению СЗЗ на кладбища и подведомственные объекты требующие установления СЗЗ. К концу сентября текущего года выдано 253 решения об утверждении санитарно-защитных зон объектов, с внесением их на публичную кадастровую карту Республики Алтай.
За два месяца выдано 18 положительных решений на установление СЗЗ, в том числе 3 решения по промышленным площадкам в г.Горно-Алтайске,
Турочакский район- 3 решения по промышленным площадкам 1 решение по АЗС.
Майминский район- 3 решения на АЗС.
Кош-Агачский район- 4 решения на АЗС.
Улаганский район - 1 решение на АЗС.
Онгудайский район - 1 решение на АЗС.
Чойский район - 3 решения на кладбища ( с.Туньжа, с.Левинка, с. Сугул)
В то же время из Чемальского, Усть-Коксинского, Усть-Канского, Шебалинского районов заявления на получение решений об утверждении санитарно-защитных зон не поступали.
Муниципальные образования не ведут работу по установлению санитарно-защитных зон полигонов ТКО, которые расположены в границах территорий муниципалитетов, на скотомогильники, карьеры Это плохо, так как эти объекты оказывают негативное воздействие на окружающую среды и должны иметь санитарно-защитные зоны.
По итогам совещания Министерству природных ресурсов региона поручено активнее работать с администрациями муниципалитетов по организации санитарно-защитных зон. Органам местного самоуправления, юридическим лицам, собственникам объектов рекомендовано обеспечить выполнение требований постановления № 222. Выполнение решение поставлено на контроль.