Эффективное обращение с отходами производства и потребления отнесены к числу приоритетных направлений деятельности муниципальных и региональных властей Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Хорошей практикой, положительно влияющей на санитарное состояние территорий, является ежегодное принятие распоряжения Правительства Республики Алтай «О мерах по благоустройству и санитарной очистке на территории Республики Алтай», которое в текущем году подписано 07.04.2021 за № 203-р, что позволяет придать работе системный характер и контролировать выполнение мероприятий по уборке мусора.
Одна из важнейших функций, закрепленных федеральным законом ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за муниципальными образованиями – это организация надлежащего содержания территорий населенных пунктов, санитарной уборки и очистки. Как же обстоят дела с утилизацией мусора в нашем регионе?
Как выясняется, далеко не радужно. Территория контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов после погрузки ТКО в мусоровоз, а также, в случае загрязнения, - прилегающая к месту погрузки территория, должны быть очищены хозяйствующим субъектом от отходов. Не допускается вывоз мусора реже чем раз в 3 суток. Во многих регионах страны муниципалитеты полностью обеспечили исполнение этих требований. Например, у наших «соседей» в Кемерово контейнерные площадки выглядят весьма цивилизовано.
В то же время, рейды, проведенные сотрудниками Роспотребнадзора 14 июля на территории Горно-Алтайска показали, что подрядчики Министерства регионального развития по-прежнему не обеспечивают достаточную периодичность вывоза мусора и очистку контейнерных площадок.
Еще одна актуальная для Горно-Алтайска и пригорода проблема – вывоз крупногабаритного мусора. Зачастую горожане вместо того, чтобы самостоятельно организовать доставку крупногабаритного мусора на свалку, складируют его на контейнерной площадке возле мусорных баков. К сожалению, горы травы, спиленных веток, сломанной мебели и строительного мусора – нередкое зрелище на контейнерных площадках города. Не допускать образования таких свалок или же устранять их - обязанность уже муниципалитета, а не регионального оператора. Городская администрация делегировала это бремя МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска», но учреждение не справляется с возложенными на него обязательствами, за что в 2020 году 13 раз было оштрафовано санитарной службой. Зачастую Горкомхоз или подрядчики вывозят мусор с контейнерных площадок только после вмешательства Роспотребнадзора.
Фактически складывается ситуация, когда органы местного самоуправления отстранились от решения вопроса, возложенных требованиями ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и перекладывают ответственность за проведение мероприятий по санитарной очистке на регионального оператора. Региональный оператор не обеспечен достаточным количеством ресурсов для организации надлежащей работы по сбору и вывозу ТКО.
Администрациям муниципалитетов необходимо привлечь к проведению уборок предпринимателей и организации, независимо от их ведомственной принадлежности. Нужно добиться, чтобы регион выглядел достойно: поправить изгороди, выкрасить скамейки, отмыть фасады и окна зданий. Только так мы сможем доказать, что Республика Алтай – красивый и современный уголок нашей страны. Однако, по-прежнему не уделяется должного внимания подготовке мероприятию. Отрицательный пример в этом смысле показывает столица региона:
Роспотребнадзор по Республике Алтай систематически вносит вопрос об упорядочении работы по сбору и утилизации отходов на рассмотрение муниципальных властей. В еженедельном режиме фотографии мест антисанитарии передаются в администрацию города. Однако до настоящего времени действенные меры по регулированию вопроса вывоза отходов в столице региона не приняты.
За 2020-й год 607 человек обратились за помощью в медицинские учреждения республики по поводу нападения животных. Это результат неудовлетворительной работы муниципальных властей по информированию граждан о правилах содержания домашних животных, а так же по снижению численности безнадзорных собак. Ведь на эти цели из бюджета Республики Алтай муниципалитетам выделяются значительные финансовые средства.
Отлов безнадзорных животных в минувшем году был организован лишь в 6 муниципалитетах: Горно-Алтайске, Майминском, Усть-Канском, Шебалинском, Чемальском и Улаганском районах. За 2020-й год в регионе было отловлено лишь 372 головы, тогда как за 2019-й год отловили 3 322 собаки. В 2021 году отлов не начат в Усть-Коксинском, Усть-Канском, Кош-Агачском районах. На сегодня отловлено лишь 338 собак. Между тем уже 373 человека пострадали от укусов животных в этом году.
Единственная в столице регионе выгулочная площадка для собак построена на ул. Сосновая (недалеко от кладбища).
На её оборудование в 2019 году были потрачены немалые деньги, однако, как нетрудно догадаться, место осталось невостребованным у собаководов. Едва ли найдутся желающие пересечь весь город для того, чтобы выгулять четвероногого друга. Поэтому горожане и гости столицы по-прежнему обречены спотыкаться о «подарки» от четвероногих друзей, а потраченные бюджетные деньги уже не вернуть.
Вышеперечисленные факты говорят о том, что работа по обеспечению санитарной очистки и благоустройства требует гораздо большего внимания со стороны муниципалитетов, региональных операторов и рядовых граждан. Во многом чистота придомовой территории, города, села, дворов и улиц зависит от нас самих.
Несмотря на большую работу, проводимую коммунальными службами города и районов, на общегородских и сельских территориях остается еще очень много мест скопления мусора.
Скопившиеся отходы должны быть убраны, но одними силами коммунальных служб с уборкой мусора не справиться. Поэтому специалисты Роспотребнадзора призывают все организации, независимо от их организационно-правовой формы, и жителей региона навести порядок не только на территориях своих организаций и домовладений но и позаботиться о чистоте прилегающих муниципальных территорий. Помните, чисто жить – здоровым быть!
Ознакомиться с информацией о работе муниципалитетов по санитарной очистке и благоустройству можно по нижеследующей таблице:
муниципальное образование |
ликвидировано несанкционированных свалок, и куч мусора |
вывезено мусора c несанкционированных свалок |
отловлено бродячих собак |
покусано животными человек |
рассмотрено протоколов административными комиссиями МО |
выдано предписаний администрациями МО |
заседание штабов |
работа с населением в виде бесед, лекций |
опубликовано статей, объявлений, размещено объявлений на досках объявлений |
||||||||||
|
с 10.07 по 16.07.2021 |
год |
с 10.07 по 16.07.2021 |
год |
с 10.07 по 16.07.2021 |
год |
с 10.07 по 16.07.2021 |
год |
с 10.07 по 16.07.2021 |
год |
с 10.07 по 16.07.2021 |
год |
с 10.07 по 16.07.2021 |
год |
с 10.07 по 16.07.2021 |
год |
с 10.07 по 16.07.2021 |
год |
|
МО "г.Горно-Алтайск" |
|
734 |
|
1361,1 |
4 |
172 |
8 |
101 |
6 |
603 |
55 |
1225 |
2 |
56 |
4286 |
116503 |
8 |
200 |
|
Майминский район |
22 |
1369 |
22 |
784 |
|
70 |
5 |
83 |
|
285 |
48 |
1662 |
2 |
66 |
40 |
1755 |
|
24 |
|
Усть-Коксинский район |
7 |
198 |
1,6 |
31,9 |
|
|
|
21 |
4 |
249 |
94 |
1260 |
3 |
70 |
621 |
9741 |
1 |
37 |
|
Усть-Канский район |
3 |
109 |
0,3 |
13,1 |
|
|
1 |
24 |
4 |
132 |
26 |
773 |
1 |
26 |
299 |
7858 |
1 |
28 |
|
Турочакский район |
21 |
620 |
0,1 |
59 |
|
9 |
2 |
17 |
|
128 |
5 |
311 |
|
5 |
60 |
1969 |
1 |
21 |
|
Чойский район |
5 |
98 |
0,1 |
284,1 |
|
15 |
1 |
15 |
7 |
125 |
12 |
550 |
4 |
75 |
257 |
5437 |
4 |
113 |
|
Шебалинский район |
3 |
107 |
2 |
35,7 |
|
21 |
1 |
13 |
8 |
227 |
19 |
441 |
1 |
23 |
134 |
3844 |
1 |
22 |
|
Чемальский район |
8 |
181 |
4,6 |
133,3 |
|
17 |
3 |
41 |
|
149 |
82 |
1144 |
2 |
59 |
277 |
6189 |
2 |
94 |
|
Онгудайский район |
5 |
129 |
2,6 |
45,4 |
|
29 |
|
28 |
7 |
121 |
21 |
480 |
2 |
31 |
210 |
5953 |
7 |
86 |
|
Улаганский район |
10 |
152 |
10 |
204 |
|
5 |
|
6 |
5 |
96 |
63 |
1272 |
1 |
26 |
160 |
4180 |
1 |
26 |
|
Кош-Агачский район |
5 |
121 |
4,3 |
107,2 |
|
|
|
24 |
|
177 |
52 |
457 |
2 |
85 |
403 |
6381 |
2 |
64 |
|
итого |
89 |
3818 |
47,6 |
3058,8 |
4 |
338 |
21 |
373 |
41 |
2292 |
477 |
9575 |
20 |
522 |
6747 |
169810 |
28 |
715 |
|
итого АППГ |
200 |
2535 |
47,9 |
1775,8 |
2 |
91 |
15 |
386 |
79 |
2430 |
797 |
12478 |
28 |
545 |
7430 |
249160 |
34 |
649 |