С 1 января 2021 года вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.11.2020 № 36 (зарегистрировано Минюстом 18.12.2020 № 61572).
Правила будут действовать до 1 января 2027 года.
Новые требования закрепляют обязательные для исполнения нормы, при этом вводятся в первую очередь в интересах потребителей, сохранения их здоровья, защищают их права, дают гарантии потребителю.
Они стали компактнее. В них актуализированы требования с учетом современных процессов и новых видов продукции. Разрешено ведение электронных записей.
Новый документ включает требования к размещению торговых объектов и их территории, к организации водоснабжения и водоотведения. Требования при организации отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, естественного и искусственного освещения помещений,к помещениям торговых объектов, к оборудованию, инвентарю и посуде, к перевозке, приему, размещению и условиям хранения пищевой продукции, к условиям реализации пищевой продукции
Санитарно-эпидемиологические требования к нестационарным торговым объектам при организации мелкорозничной торговли и ярмарок, Требования к личной гигиене работников торговых объектов.
Согласно новым правилам, магазины могут размещаться в жилых многоквартирных домах. Но погрузку и разгрузку продуктов разрешают только с торцов жилых зданий и со стороны автодорог. Торговать или подвозить продукты со стороны дворов, где расположены входы в жилые помещения, запрещено.
Стационарные магазины смогут работать только при условии наличия систем холодного и горячего водоснабжения и водоотведения, систем отопления, вентиляции или кондиционирования воздуха, в соответствии с санитарными требованиями к температуре и влажности воздуха на рабочих местах.
В нестационарных объектах торговли также обязательна установка раковин и постоянная подача воды.
Торговые палатки и торговые павильоны должны быть укомплектованы раковинами с водой для мытья рук.
Для уличной торговли обязательна установка навесов для защиты продуктов от осадков и солнечных лучей.
Все нестационарные торговые объекты, в том числе и при организации торговых ярмарок и выставок, должны быть удалены не более 100 метров от туалета.
Торговые точки должны иметь отдельные складские помещения для продуктов питания и непищевой продукции. Допускается их хранение в одном помещении, но только в разных зонах, которые исключают их соприкосновение. Отделка торговых помещений может производиться только с использованием нетоксичных материалов. Они должны удобно мыться и не быть подверженными плесени.
Новыми санитарными правилами, запрещается продажа продуктов питания с истекшим сроком годности. Они должны быть изъяты из торгового зала и размещены отдельно. Нельзя продавать продукцию с признаками микробиологической порчи, позеленевшие клубни картофеля, повторно размороженную и замороженную рыбу или мясо, яйца с загрязненной скорлупой и другими дефектами, утиные и гусиные яйца (они часто бывают заражены сальмонеллой), а также порезанные бахчевые культуры (арбузы, дыни и т. п.).
В торговых точках не допускается взвешивание без упаковки пищевой продукции, непосредственно употребляемой в пищу без какой-либо предварительной обработки.
Продажа хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий должна осуществляться только в упакованном виде. Запрещается продажа продуктов домашнего приготовления.
Реализация сырого молока на сельскохозяйственных рынках допускается только при наличии на месте реализации предупреждающей надписи о необходимости его кипячения.
Не должны продаваться товары без сопроводительных документов или имеющие несоответствующие органолептическим показателям и техническим регламентам России.
Сотрудники магазинов и рынков, которые контактируют с продуктами, должны будут иметь медкнижки, а также проходить профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и далее не реже раза в два года. Это требование должно действовать при приеме на работу и соблюдаться в последующем
Новые санитарные правила в новых условиях побуждают бизнес создавать определенную культуру обращения с продуктами, особенно со скоропортящимися.
И производители, и продавцы должны быть к этому готовы.