Свет оказывает огромное биологическое действие на организм человека, особенно детский. Хорошее освещение оказывает положительное психологическое воздействие, действует тонизирующие, положительное влияние на обмен веществ, сердечно-сосудистую систему, нервно-психическую сферу, способствует нормальному росту и развитию, улучшает иммунобиологические показатели. Также большую часть информации человек получает через органы зрения.
Поэтому в функциональных помещениях в организациях и учреждениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения.
При осуществлении образовательной деятельности в организациях для детей и подростков, создание и обеспечение оптимальных уровней освещенности, в учебных классах и в функциональных помещениях являются обязательным условием правильного учебного процесса и сохранения здоровья обучающихся. Требования к искусственному освещению установлены в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях".
В учебных кабинетах следует применять систему общего освещения. Она обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок. Рекомендуется размещать светильники выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону пространства перед доской.
Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, не следует использовать в одном помещении люминесцентные и лампы и лампы накаливания.
Оптимальные уровни освещенности установлены для учебных кабинетов, аудиторий, лабораторий, рекреаций и должны быть не ниже 300 лк.
По завершению 2018-2019 учебного года в 48 школах (26%) уровень освещенности не соответствовал гигиеническим требованиям. По представленным данным из муниципалитетов, ремонтные работы системы освещения проводились во всех школах, где выявлены недостатки. Однако при проведении контрольных замеров в рамках исполнения ранее выданных прдписаний в 15 школах из 40 вновь установлено несоответствие гигиеническим нормативам.
Так, в Усть-Канском районе в 4 из 8 школ выявлено снижение уровней освещенности в спортивных залах в 1,5-2 раза: Верх-Ануйская СОШ - 125 лк, Усть-Мутинская СОШ - 147 лк, Козульская СОШ -94 лк, Мендур-Сокконская СОШ -102. По информации из муниципалитета к началу учебного года здесь установлены дополнительные лампы, но контрольные замеры не проведены.
В ходе проведения проверок в Шебалинской школе установлено, что горят лишь 30 из 115 ламп. В Челушманской СОШ уровни освещенности в кабинетах начальных классов критически низкие - от 32 до 71 лк, а в кабинете 3 класса освещения нет вообще из-за перегоревших ламп.
Также уровни освещенности в спортивных залах не соответствуют в Ильинской СОШ, Майминской СОШ №3 им. В.Ф. Хохолкова, Камлакской ООШ, Верх-Чергинской СОШ, Шыргайтинской СОШ, Акташской СОШ.
Недостаточное освещение и плохое его качество особенно негативно отражается на здоровье детей дошкольного и школьного периода, которые находятся в стадии активного роста и формирования всех систем организма.
При длительной работе в условиях недостаточной освещенности зрительное восприятие снижается, развивается близорукость, болезнь глаз, появляются головные боли, происходит воздействие на нервную оптико-вегетативную систему, вызывая угнетение иди наоборот чрезмерное возбуждение. В результате этого дети могут становиться более инертными или агрессивными. Кроме этого, с повышением агрессивности, увеличивается число драк между школьниками, а также высокая вероятность травматизма и несчастных случаев, а также снижается успеваемость.
По результатам проведенных проверок Роспотребнадзора руководители образовательных учреждений привлечены к административной ответственности, выданы предписания об устранении выявленных нарушений в установленные сроки. Ситуация находится на контроле Роспотребнадзора.
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай обращаются ко всем руководителям и сотрудникам образовательных учреждений, помните, в ваших руках здоровье подрастающего поколения и для его сохранения необходимо создать необходимые условия.