7 июня 2019 года – впервые в истории отмечается Всемирный день безопасности пищевых продуктов (ВДБПП), который провозглашен в декабре 2018 года Генеральной Ассамблеей ООН. Этот день отмечается для того, чтобы чтобы привлечь всеобщее внимание и способствовать организации мер по предупреждению, выявлению и снижению пищевых рисков, а также содействовать продовольственной безопасности, здоровью человека, экономическому процветанию, сельскому хозяйству, доступу на рынок, туризму и устойчивому развитию. Тема Всемирного дня безопасности пищевых продуктов в 2019 году «Пищевая безопасность – для каждого!».
6 июня, накануне Всемирного дня безопасности пищевых продуктов, в рамках 23-го Петербургского международного экономического форума (ПЭМФ) состоялась сессия «Мы есть то, что мы едим». Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова представила федеральный проект Здоровое питание и выступила модератором сессии.
В сессии приняли участие представители органов власти, научного сообщества, руководители крупнейших российских и зарубежных компаний.
Руководитель Роспотребнадзора проинформировала участников, что в рационе питания россиян выявлен избыток жира на 15,3%, дефицит белка – на 11,5%, более 90% населения использует в своем рационе избыточное количество простых углеводов, что может способствовать развитию ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований и сахарного диабета.
С 2011 года, почти в 2 раза увеличился рост показателя заболеваемости ожирением среди взрослого населения в возрасте от 18 лет и старше. В России около 14% мужчин и 26% женщин имеют избыточную массу тела, при этом в группах 20-летних - около 5% мужчин и женщин. К 27-29 годам, а у женщин несколько раньше, эта цифра удваивается. К 40 годам уже 25-30% мужчин имеют ожирение. У женщин распространенность ожирения достигает максимума (около 50%) к 55-57 годам. Растет и детское ожирение - более 300 тысяч детей имеют этот диагноз, а избыточной массой тела обладает почти каждый 5 школьник.
Здоровое питание – это здоровая жизнь, а значит здоровая нация. В России, в рамках национального проекта «Демография», на федеральном и региональном уровне проводятся мероприятия по мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек.
Федеральный проект "Укрепление общественного здоровья" в составе нацпроекта "Демография", который реализует Роспотребнадзор, предусматривает создание в России среды, способствующей ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание. К 2020 году будет внедрена система мониторинга за состоянием питания различных групп населения в регионах, в особенности детей, основанная на результатах научных исследований в области нутрициологии, диетологии и эпидемиологии, а также связывающая здоровье населения со структурой питания и качеством пищевой продукции.
«Мы то, что мы едим» - этой фразой, которую приписывают Гиппократу и ряду других древнейших врачевателей и ученых, мы решили назвать нашу дискуссию – заявила Анна Попова. Мы строим свой организм из того, что потребляем. Дефицит только одного витамина может привести к неправильному развитию человека в дальнейшем. Крайне важно понимать: в нашем организме должен быть баланс. Здоровая и успешная жизнь во многом зависит от того, как человек питается. Общество и государство, крупные, малые и средние компании заинтересованы в получении отдачи в виде работоспособного человека, сотрудника, который здраво, светло мыслит и физически активен долгие годы» - отметила руководитель Роспотребнадзора.
Принятие решений в сфере здорового питания должно опираться на результаты современных научных исследований и анализ данных мониторинга. Ключевая роль в этой связи в рамках федерального проекта отводится ФИЦ питания и биотехнологии, который не только собирает, обобщает и структурирует полученные данные, но и разрабатывает образовательные и просветительские программы для детского и взрослого населения, прокомментировал участник сессии, академик РАН Виктор Тутельян.
При обсуждении проблемы состава пищевых продуктов, затронута тема отображения информации на этикетке. Этикетка – основной элемент взаимодействия производителя продукта и конечного потребителя, позволяющий сделать обдуманный и правильный выбор, исходя их потребностей каждого человека. С 1 июня 2018 года Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека реализуется проект добровольной маркировки пищевых продуктов «Светофор», предполагающий цветовую индикацию, нанесенную на упаковку продукции: зеленую, желтую и красную - в зависимости от уровня содержания в них соли, сахара, жира, насыщенных жиров, а также его энергетической ценности (калорийности) с учетом суточной нормы потребления. Ранее ведомство подготовило методические рекомендации по цветовой индикации на маркировке пищевой продукции, разработанные ФИЦ питания и биотехнологии.
Главная задача маркировки — донести подробную и достоверную информацию до потребителя, что позволит сделать грамотный выбор при приобретении и содействовать соблюдению принципов здорового питания и снижению рисков для здоровья граждан.
Проект добровольной маркировки пищевых продуктов и напитков «Светофор» активно поддержан бизнес-сообществом, в нем принимают участие крупнейшие производители пищевой продукции и торговые сети.
Первой такую маркировку в России внедрила компания Unilever
По данным ВЦИОМ, 82% россиян считают такую маркировку достаточно информативной и удобной для сравнения пищевой ценности различных продуктов в одной и той же категории и принятия решения о покупке. Основываясь на результатах пилотного проекта, компанией принято решение расширить географию дистрибуции маркированного «Светофором» мороженого на всю территорию страны.
В ходе сессии Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова пригласила представителей бизнеса активнее вовлекаться в мероприятия по реализации национального проекта, поддержать цветовую маркировку продуктов «Светофор» и проведение исследований в рамках мониторинга продуктов питания.