Эффективное обращение с отходами производства и потребления отнесены к числу приоритетных направлений деятельности муниципальных и региональных властей Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Хорошей практикой, положительно влияющей на санитарное состояние территорий, является ежегодное принятие распоряжения Правительства Республики Алтай «О мерах по благоустройству и санитарной очистке на территории Республики Алтай», которое в текущем году подписано 07.04.2021 за № 203-р, что позволяет придать работе системный характер и контролировать выполнение мероприятий по уборке мусора.
Одна из важнейших функций, закрепленных федеральным законом ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за муниципальными образованиями – это организация надлежащего содержания территорий населенных пунктов, санитарной уборки и очистки. Как же обстоят дела с утилизацией мусора в нашем регионе?
Как выясняется, далеко не радужно. Территория контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов после погрузки ТКО в мусоровоз, а также, в случае загрязнения, - прилегающая к месту погрузки территория, должны быть очищены хозяйствующим субъектом от отходов. Не допускается вывоз мусора реже чем раз в 3 суток. Во многих регионах страны муниципалитеты полностью обеспечили исполнение этих требований. Например, у наших «соседей» в Кемерово контейнерные площадки выглядят весьма цивилизовано.
В то же время, рейды, проведенные сотрудниками Роспотребнадзора 10 августа на территории Горно-Алтайска показали, что подрядчики Министерства регионального развития по-прежнему не обеспечивают достаточную периодичность вывоза мусора и очистку контейнерных площадок.
Еще одна актуальная для Горно-Алтайска и пригорода проблема – вывоз крупногабаритного мусора. Зачастую горожане вместо того, чтобы самостоятельно организовать доставку крупногабаритного мусора на свалку, складируют его на контейнерной площадке возле мусорных баков. К сожалению, горы травы, спиленных веток, сломанной мебели и строительного мусора – нередкое зрелище на контейнерных площадках города. Не допускать образования таких свалок или же устранять их - обязанность уже муниципалитета, а не регионального оператора. Городская администрация делегировала это бремя МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска», но учреждение не справляется с возложенными на него обязательствами, за что в 2020 году 7 раз было оштрафовано санитарной службой. Зачастую Горкомхоз или подрядчики вывозят мусор с контейнерных площадок только после вмешательства Роспотребнадзора.
За нарушения требований санитарного законодательства в сфере обращения с отходами в 2021 г так же были оштрафованы ООО «Комммунальщик» - 12 раз, ООО «Экобезопасность» - 1, Автономное учреждение «Кызыл-Озек Сервис» - 5, Управляющие компании – 7. В общей сложности было наложено 32 штрафа.
Фактически складывается ситуация, когда органы местного самоуправления отстранились от решения вопроса, возложенных требованиями ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и перекладывают ответственность за проведение мероприятий по санитарной очистке на регионального оператора. Региональный оператор не обеспечен достаточным количеством ресурсов для организации надлежащей работы по сбору и вывозу ТКО.
Администрациям муниципалитетов необходимо привлечь к проведению уборок предпринимателей и организации, независимо от их ведомственной принадлежности. Нужно добиться, чтобы регион выглядел достойно: поправить изгороди, выкрасить скамейки, отмыть фасады и окна зданий. Только так мы сможем доказать, что Республика Алтай – красивый и современный уголок нашей страны. Однако, по-прежнему не уделяется должного внимания подготовке мероприятию. Отрицательный пример в этом смысле показывает столица региона:
Роспотребнадзор по Республике Алтай систематически вносит вопрос об упорядочении работы по сбору и утилизации отходов на рассмотрение муниципальных властей. В еженедельном режиме фотографии мест антисанитарии передаются в администрацию города. Однако до настоящего времени действенные меры по регулированию вопроса вывоза отходов в столице региона не приняты.
За 2020-й год 607 человек обратились за помощью в медицинские учреждения республики по поводу нападения животных. Это результат неудовлетворительной работы муниципальных властей по информированию граждан о правилах содержания домашних животных, а так же по снижению численности безнадзорных собак. Ведь на эти цели из бюджета Республики Алтай муниципалитетам выделяются значительные финансовые средства.
Отлов безнадзорных животных в минувшем году был организован лишь в 6 муниципалитетах: Горно-Алтайске, Майминском, Усть-Канском, Шебалинском, Чемальском и Улаганском районах. За 2020-й год в регионе было отловлено лишь 372 головы, тогда как за 2019-й год отловили 3 322 собаки. В 2021 году отлов не начат в Усть-Коксинском, Усть-Канском, Кош-Агачском районах. На сегодня отловлено лишь 399 собак. Между тем, уже 433 человека пострадали от укусов животных в этом году.
Единственная в столице регионе выгулочная площадка для собак построена на ул. Сосновая (недалеко от кладбища).
На её оборудование в 2019 году были потрачены немалые деньги, однако, как нетрудно догадаться, место осталось невостребованным у собаководов. Едва ли найдутся желающие пересечь весь город для того, чтобы выгулять четвероногого друга. Поэтому горожане и гости столицы по-прежнему обречены спотыкаться о «подарки» от четвероногих друзей, а потраченные бюджетные деньги уже не вернуть.
Вышеперечисленные факты говорят о том, что работа по обеспечению санитарной очистки и благоустройства требует гораздо большего внимания со стороны муниципалитетов, региональных операторов и рядовых граждан. Во многом чистота придомовой территории, города, села, дворов и улиц зависит от нас самих.
Несмотря на большую работу, проводимую коммунальными службами города и районов, на общегородских и сельских территориях остается еще очень много мест скопления мусора.
Скопившиеся отходы должны быть убраны, но одними силами коммунальных служб с уборкой мусора не справиться. Поэтому специалисты Роспотребнадзора призывают все организации, независимо от их организационно-правовой формы, и жителей региона навести порядок не только на территориях своих организаций и домовладений но и позаботиться о чистоте прилегающих муниципальных территорий. Помните, чисто жить – здоровым быть!
Сотрудники Управления Роспотребнадзора всегда поддерживают вверенные нам территорию и здание в образцовом порядке.
Ознакомиться с информацией о работе муниципалитетов по санитарной очистке и благоустройству можно по нижеследующей таблице:
муниципальное образование |
ликвидировано несанкционированных свалок, и куч мусора |
вывезено мусора с несанкционированных свалок (т) |
отловлено бродячих собак |
покусано животными человек |
рассмотрено протоколов административными комиссиями МО |
выдано предписаний администрациями МО |
заседание штабов |
работа с населением в виде бесед, лекций |
опубликовано статей, объявлений, размещено объявлений на досках объявлений |
||||||||||
|
с 07.08 по 13.08.2021 |
год |
с 07.08 по 13.08.2021 |
год |
с 07.08 по 13.08.2021 |
год |
с 07.08 по 13.08.2021 |
год |
с 07.08 по 13.08.2021 |
год |
с 07.08 по 13.08.2021 |
год |
с 07.08 по 13.08.2021 |
год |
с 07.08 по 13.08.2021 |
год |
с 07.08 по 13.08.2021 |
год |
|
МО "г.Горно-Алтайск" |
53 |
874 |
96 |
1599 |
4 |
194 |
5 |
129 |
33 |
734 |
46 |
1437 |
2 |
64 |
4204 |
133244 |
7 |
230 |
|
Майминский район |
11 |
1548 |
11 |
854 |
|
87 |
2 |
88 |
|
315 |
43 |
1833 |
2 |
74 |
21 |
1885 |
|
26 |
|
Усть-Коксинский район |
7 |
226 |
1,1 |
38,3 |
|
|
|
25 |
14 |
284 |
145 |
1820 |
3 |
83 |
1090 |
12790 |
1 |
41 |
|
Усть-Канский район |
5 |
126 |
0,9 |
15 |
|
|
1 |
25 |
5 |
151 |
26 |
881 |
1 |
30 |
252 |
8923 |
1 |
32 |
|
Турочакский район |
17 |
700 |
0,4 |
61,2 |
|
9 |
2 |
20 |
3 |
143 |
20 |
376 |
|
5 |
72 |
2069 |
1 |
25 |
|
Чойский район |
3 |
112 |
0,1 |
285,1 |
|
19 |
|
16 |
6 |
150 |
19 |
636 |
3 |
87 |
247 |
7035 |
3 |
128 |
|
Шебалинский район |
4 |
119 |
0,3 |
38,5 |
|
21 |
3 |
19 |
7 |
254 |
17 |
510 |
1 |
27 |
122 |
4344 |
1 |
26 |
|
Чемальский район |
9 |
215 |
25,2 |
170,3 |
8 |
25 |
2 |
43 |
8 |
158 |
122 |
1587 |
2 |
67 |
320 |
7396 |
2 |
102 |
|
Онгудайский район |
3 |
142 |
0,8 |
52,4 |
|
39 |
1 |
34 |
6 |
150 |
63 |
668 |
1 |
36 |
179 |
6671 |
6 |
110 |
|
Улаганский район |
13 |
203 |
18 |
254 |
|
5 |
|
7 |
5 |
119 |
83 |
1558 |
1 |
30 |
160 |
4820 |
1 |
30 |
|
Кош-Агачский район |
5 |
140 |
2,2 |
123,5 |
|
|
1 |
27 |
2 |
186 |
30 |
650 |
2 |
94 |
315 |
7933 |
2 |
73 |
|
итого |
130 |
4405 |
156 |
3491,3 |
12 |
399 |
17 |
433 |
89 |
2644 |
614 |
11956 |
18 |
597 |
6982 |
197110 |
25 |
823 |
|
итого АППГ |
115 |
2997 |
56,9 |
2015,93 |
15 |
137 |
14 |
450 |
164 |
2838 |
712 |
15100 |
17 |
624 |
5718 |
272490 |
25 |
758 |