Эффективное обращение с отходами производства и потребления отнесены к числу приоритетных направлений деятельности муниципальных и региональных властей Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Хорошей практикой, положительно влияющей на санитарное состояние территорий, является ежегодное принятие распоряжения Правительства Республики Алтай «О мерах по благоустройству и санитарной очистке на территории Республики Алтай», которое в текущем году подписано 07.04.2021 за № 203-р, что позволяет придать работе системный характер и контролировать выполнение мероприятий по уборке мусора.
Одна из важнейших функций, закрепленных федеральным законом ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за муниципальными образованиями – это организация надлежащего содержания территорий населенных пунктов, санитарной уборки и очистки. Как же обстоят дела с утилизацией мусора в нашем регионе?
Как выясняется, далеко не радужно. Территория контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов после погрузки ТКО в мусоровоз, а также, в случае загрязнения, - прилегающая к месту погрузки территория, должны быть очищены хозяйствующим субъектом от отходов. Не допускается вывоз мусора реже чем раз в 3 суток. Во многих регионах страны муниципалитеты полностью обеспечили исполнение этих требований. Например, у наших «соседей» в Кемерово контейнерные площадки выглядят весьма цивилизовано.
В то же время, рейды, проведенные сотрудниками Роспотребнадзора 3 августа на территории Горно-Алтайска показали, что подрядчики Министерства регионального развития по-прежнему не обеспечивают достаточную периодичность вывоза мусора и очистку контейнерных площадок.
Еще одна актуальная для Горно-Алтайска и пригорода проблема – вывоз крупногабаритного мусора. Зачастую горожане вместо того, чтобы самостоятельно организовать доставку крупногабаритного мусора на свалку, складируют его на контейнерной площадке возле мусорных баков. К сожалению, горы травы, спиленных веток, сломанной мебели и строительного мусора – нередкое зрелище на контейнерных площадках города. Не допускать образования таких свалок или же устранять их - обязанность уже муниципалитета, а не регионального оператора. Городская администрация делегировала это бремя МУ «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации города Горно-Алтайска», но учреждение не справляется с возложенными на него обязательствами, за что в 2020 году 7 раз было оштрафовано санитарной службой. Зачастую Горкомхоз или подрядчики вывозят мусор с контейнерных площадок только после вмешательства Роспотребнадзора.
За нарушения требований санитарного законодательства в сфере обращения с отходами в 2021 г так же были оштрафованы ООО «Комммунальщик» - 12 раз, ООО «Экобезопасность» - 1, Автономное учреждение «Кызыл-Озек Сервис» - 5, Управляющие компании – 7. В общей сложности было наложено 32 штрафа.
Фактически складывается ситуация, когда органы местного самоуправления отстранились от решения вопроса, возложенных требованиями ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и перекладывают ответственность за проведение мероприятий по санитарной очистке на регионального оператора. Региональный оператор не обеспечен достаточным количеством ресурсов для организации надлежащей работы по сбору и вывозу ТКО.
Администрациям муниципалитетов необходимо привлечь к проведению уборок предпринимателей и организации, независимо от их ведомственной принадлежности. Нужно добиться, чтобы регион выглядел достойно: поправить изгороди, выкрасить скамейки, отмыть фасады и окна зданий. Только так мы сможем доказать, что Республика Алтай – красивый и современный уголок нашей страны. Однако, по-прежнему не уделяется должного внимания подготовке мероприятию. Отрицательный пример в этом смысле показывает столица региона:
Роспотребнадзор по Республике Алтай систематически вносит вопрос об упорядочении работы по сбору и утилизации отходов на рассмотрение муниципальных властей. В еженедельном режиме фотографии мест антисанитарии передаются в администрацию города. Однако до настоящего времени действенные меры по регулированию вопроса вывоза отходов в столице региона не приняты.
За 2020-й год 607 человек обратились за помощью в медицинские учреждения республики по поводу нападения животных. Это результат неудовлетворительной работы муниципальных властей по информированию граждан о правилах содержания домашних животных, а так же по снижению численности безнадзорных собак. Ведь на эти цели из бюджета Республики Алтай муниципалитетам выделяются значительные финансовые средства.
Отлов безнадзорных животных в минувшем году был организован лишь в 6 муниципалитетах: Горно-Алтайске, Майминском, Усть-Канском, Шебалинском, Чемальском и Улаганском районах. За 2020-й год в регионе было отловлено лишь 372 головы, тогда как за 2019-й год отловили 3 322 собаки. В 2021 году отлов не начат в Усть-Коксинском, Усть-Канском, Кош-Агачском районах. На сегодня отловлено лишь 367 собак. Между тем уже 436 человек пострадали от укусов животных в этом году.
Единственная в столице регионе выгулочная площадка для собак построена на ул. Сосновая (недалеко от кладбища).
На её оборудование в 2019 году были потрачены немалые деньги, однако, как нетрудно догадаться, место осталось невостребованным у собаководов. Едва ли найдутся желающие пересечь весь город для того, чтобы выгулять четвероногого друга. Поэтому горожане и гости столицы по-прежнему обречены спотыкаться о «подарки» от четвероногих друзей, а потраченные бюджетные деньги уже не вернуть.
Вышеперечисленные факты говорят о том, что работа по обеспечению санитарной очистки и благоустройства требует гораздо большего внимания со стороны муниципалитетов, региональных операторов и рядовых граждан. Во многом чистота придомовой территории, города, села, дворов и улиц зависит от нас самих.
Несмотря на большую работу, проводимую коммунальными службами города и районов, на общегородских и сельских территориях остается еще очень много мест скопления мусора.
Скопившиеся отходы должны быть убраны, но одними силами коммунальных служб с уборкой мусора не справиться. Поэтому специалисты Роспотребнадзора призывают все организации, независимо от их организационно-правовой формы, и жителей региона навести порядок не только на территориях своих организаций и домовладений но и позаботиться о чистоте прилегающих муниципальных территорий. Помните, чисто жить – здоровым быть!
Сотрудники Управления Роспотребнадзора всегда поддерживают вверенные нам территорию и здание в образцовом порядке.
Ознакомиться с информацией о работе муниципалитетов по санитарной очистке и благоустройству можно по нижеследующей таблице:
муниципальное образование |
ликвидировано несанкционированных свалок, и куч мусора |
вывезено мусора с несанкционированных свалок (т) |
отловлено бродячих собак |
покусано животными человек |
рассмотрено протоколов административными комиссиями МО |
выдано предписаний администрациями МО |
заседание штабов |
работа с населением в виде бесед, лекций |
опубликовано статей, объявлений, размещено объявлений на досках объявлений |
||||||||||
|
с 31.07 по 06.08.2021 |
год |
с 31.07 по 06.08.2021 |
год |
с 31.07 по 06.08.2021 |
год |
с 31.07 по 06.08.2021 |
год |
с 31.07 по 06.08.2021 |
год |
с 31.07 по 06.08.2021 |
год |
с 31.07 по 06.08.2021 |
год |
с 31.07 по 06.08.2021 |
год |
с 31.07 по 06.08.2021 |
год |
|
МО "г.Горно-Алтайск" |
67 |
821 |
120 |
1503 |
7 |
190 |
6 |
124 |
37 |
701 |
52 |
1391 |
2 |
62 |
4240 |
129040 |
7 |
223 |
|
Майминский район |
20 |
1437 |
16 |
838 |
3 |
87 |
|
86 |
30 |
315 |
40 |
1790 |
2 |
72 |
36 |
1864 |
|
26 |
|
Усть-Коксинский район |
4 |
218 |
0,9 |
37,2 |
|
|
|
25 |
10 |
268 |
170 |
1675 |
3 |
80 |
593 |
11780 |
1 |
40 |
|
Усть-Канский район |
3 |
121 |
0,4 |
14,1 |
|
|
|
24 |
6 |
146 |
28 |
855 |
1 |
29 |
255 |
8671 |
1 |
31 |
|
Турочакский район |
18 |
683 |
0,5 |
60,8 |
|
9 |
|
18 |
5 |
140 |
18 |
356 |
|
5 |
113 |
2069 |
1 |
24 |
|
Чойский район |
4 |
109 |
0,7 |
285 |
|
19 |
|
16 |
7 |
144 |
21 |
617 |
3 |
84 |
221 |
6788 |
4 |
125 |
|
Шебалинский район |
4 |
115 |
0,7 |
38,2 |
|
21 |
|
16 |
7 |
247 |
17 |
493 |
1 |
26 |
122 |
4222 |
1 |
25 |
|
Чемальский район |
7 |
206 |
3,6 |
145,1 |
|
17 |
|
41 |
1 |
150 |
112 |
1465 |
2 |
65 |
310 |
7076 |
2 |
100 |
|
Онгудайский район |
2 |
139 |
0,9 |
51,6 |
10 |
39 |
1 |
33 |
6 |
144 |
39 |
605 |
1 |
35 |
121 |
6492 |
1 |
104 |
|
Улаганский район |
12 |
190 |
9 |
236 |
|
5 |
|
7 |
6 |
114 |
76 |
1475 |
1 |
29 |
160 |
4660 |
1 |
29 |
|
Кош-Агачский район |
4 |
135 |
1,7 |
121,3 |
|
|
2 |
26 |
|
184 |
26 |
620 |
2 |
92 |
318 |
7618 |
3 |
71 |
|
итого |
145 |
4174 |
154,4 |
3330,3 |
20 |
387 |
9 |
416 |
115 |
2553 |
599 |
11342 |
18 |
579 |
6489 |
190280 |
22 |
798 |
|
итого АППГ |
100 |
2882 |
57,8 |
1959 |
10 |
116 |
11 |
436 |
85 |
2671 |
815 |
14479 |
19 |
607 |
6538 |
266772 |
28 |
733 |