Анализ организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях республики, проведенный в январе текущего года, показал, что горячим питанием, охвачены 93 % учащихся. Из них 45% детей получают льготное питание, 55% питаются за счет родительской платы. 4 % - отказываются от горячего питания, 3 % обучающихся получают буфетное питание.
Стоимость завтрака в день в республике от 6,59 до 30 рублей. Из местного бюджета Усть-Коксинского, Шебалинского, Турочакского и Чойского районов на питание детей денежные средства не выделяются. Родительская плата колеблется от 8 до 30 рублей в день на одного ребенка.
Проведенный анализ выполнения натуральных норм питания школьников за январь месяц в очередной раз показал, что питание учащихся остается неполноценным, достаточных мер по улучшению не принимается. Так, во всех районах республики кроме Усть-Канского района не выполняются нормы по молоку натуральному, мясу, маслу сливочному, сыру, творогу, сметаны, яйцам, рыбе, овощам и фруктам. Схожая ситуация отмечается и в детских дошкольных учреждениях.
Среди учреждений начального профессионального образования невыполнение норм по натуральным продуктам отмечается в ПУ-65, МПУ -49.
Также дефицит мяса, сыра, молока натурального, творога, яйца, рыбы, овощей отмечается в РСРЦН (реабилитационный центр).
Кроме неполноценного питания допускаются нарушения на пищеблоках. Неисполнение должностных обязанностей персоналом в учреждениях приводит к многочисленным нарушениям, для недопущения которых требуется только добросовестное исполнение должностных обязанностей это:
- готовая и поступающая продукция выдается без бракеража;
- холодильные оборудования в неисправном состоянии;
- принимаются продукты без сопроводительных документов, удостоверяющих качество продуктов;
- транспорт, перевозящий продукты питания не имеет санитарного паспорта;
- нарушаются правила мытья посуды;
- персонал пищеблоков недостаточно обеспечен спецодеждой.
К сожалению, проводимая организационная работа (штабы в муниципалитетах) не имеет результата, все штабы проводятся формально, результатов по улучшению питания нет. До сих пор не отлажен контроль за качеством питания со стороны отделов образований, не задействованы родительские комитеты.
В муниципалитетах не приняты меры по централизованным поставкам пищевых продуктов, основная часть школ вынуждены приобретать продукты самостоятельно в магазинах. Отсутствие централизованных поставок не позволяет отслеживать качество и безопасность продуктов, а закуп в розничной сети не позволяет создать запас продуктов на определенный период, что приводит к невыполнению норм по натуральным продуктам, так как приготовление пищи производится только из тех продуктов, которые имеются в наличии. Кроме качества продуктов и продовольственного сырья, при закупе продуктов в рознице, нет возможности контролировать цены.
Хотелось бы обратиться к руководителям разных уровней, связанных с организацией питания детей. Полноценное и качественное питание, один из факторов, который позволит улучшить здоровье детей. Для этого необходимо приложить все усилия для повышения качества: удешевление стоимости завтрака, контроль за расходом продуктов, ежедневный контроль за закладкой продуктов. Для этого необходимо привлечь и родительские комитеты, и организовать должный муниципальный контроль, усилить контроль на местах.