28 июля прошло заседание рабочей группы при Главном Федеральном инспекторе по Республике Алтай. Третьим вопросом повестки рассматривалась подготовка школ региона к новому учебному году. Главный государственный санитарный врач региона Леонид Щучинов выступил с докладом о текущей ситуации.
В текущем году санитарно-техническое состоянии школ в ряде районов республики остается неудовлетворительным. Только в 5-ти муниципалитетах: Чойском, Турочакском Чемальском, Майминском и в г. Горно-Алтайске все школы оборудованы водопроводом, канализацией и имеют теплые туалеты.
После настойчивых рекомендаций Главы Правительства Республики Алтай А.В. Бердникова, перед началом подготовки школ муниципалитетами были представлены планы, предусматривающие значительные объемы строительных и ремонтных работ в 29 школах республики. Однако, запланированные работы ведутся очень медленными темпами и в 17 из 29 школ работы еще не начаты.
В Онгудайском районе нет спортивных площадок в 5 школах, не оборудованы теплые туалеты в 12 школах, не обеспечены централизованной системой питьевого водоснабжения 7 школ. В текущем году не планируется оснащение водопроводами, а к оснащению теплыми туалетами намечена только одна школа. Не проводятся запланированные работы по оборудованию спортивных площадок по программе в Ининской СОШ.
Работы по замене полов, окон, выравниванию стен, оборудованию теплых туалетов, установке душевых ведутся только в Нижне-Талдинской СОШ. В Еловской СОШ проводится усиление конструкции стен спортивного зала.
В Улаганском районе не оборудованы водопроводы в 5 школах района, теплых туалетов нет в 5, спортивных залов - в 2 школах. Спортивные площадки в 10 школах оборудованы частично. Вместе с тем, запланировано оборудование водопровода и теплых туалетов только в Чибилинской СОШ. Капитальный ремонт спортивного зала запланирован в Челушманской СОШ. В Улаганской СОШ работы по оборудованию спортплощадки не проводятся, несмотря на решение суда, срок исполнения которого – 1 сентября 2016.
В Усть-Канском районе не обеспечены централизованной системой водоснабжения 5 школ, нет теплых туалетов в 8. Спортивные площадки отсутствуют в 3, нет спортивных залов в 6 школах. Оснащение теплыми туалетами и водопроводом планируется в 2, спортивные площадки запланировано оборудовать в 3-х школах.
Необходимые ремонты в котельных школ с. Усть-Кумир, Усть-Мута, в школе и детсаду с. Черно-Ануй не проводятся. В Усть-Канской СОШ на внешней стене проходит трещина, крошится цоколь здания, стекла в нескольких местах разбиты и не заменены.
Однако, несмотря на судебное решение по обязыванию провести ремонт здания и выделенные на это 6 млн. ремонтные работы не проводятся, техническая экспертиза здания не проведена, не решен вопрос перевода школьников в другие здания в случае начала капитального ремонта.
Не обеспечены централизованной системой водоснабжения 10, не оборудованы теплые туалеты 15 школ Усть-Коксинского район. Спортивные площадки не оборудованы в 2. Вместе с тем, улучшение сантехсостояния планируется только в 3-х школах. В Юстикской ООШ в настоящее время проводится замена окон и кровли, начаты работы по оборудованию теплых туалетов, канализации.
Начаты работы в Маралаводческой НОШ и Амурской СОШ - капитальный ремонт. По оборудованию спортивных площадок проводится только планировка и составление чертежей для установки спортивного оборудования в 5 школах.
Основное здание Кучерлинской НОШ законсервировано, школа переведена в здание ФАПа.
В Шебалинском районе не обеспечены централизованной системой питьевого водоснабжения 4 школы, не оборудованы теплые туалеты в 6. Спортивных залов нет в 3, спортивных площадок - в 2 школах. Вместе с тем, запланированы теплые туалеты только в 2-х школах, водопроводы – 3-х.
В Верх-Апшуяхтинской ООШ (замена окон, половое покрытие, замена отопления, оборудование водопровода, канализации, теплых туалетов, замена электропроводки) работы не проводятся. Не решается вопрос безопасности водоснабжения школы и детсада в райцентре, где в водопроводной воде уже долгое время выявляется повышенное содержание нитратов. Не выполняется судебное решение по ремонту Верх-Апшуяхтинской школы.
В Кош-Агачском районе не обеспечены централизованной системой питьевого водоснабжения 3 школы. Не оборудованы теплые туалеты в 3 –х школах. В текущем году планируется ввод в эксплуатацию нового здания Теленгит-Сортогойской СОШ к началу учебного года, проводится внутренняя отделка помещений. В Кокоринской ООШ проводится оборудование теплых туалетов и разводящей сети водопровода. Вместе с тем, в Джазаторской СОШ не начаты ранее запланированные работы по оборудованию теплого туалета и водопровода. Подана заявка на определение подрядчика, финансирование не проведено.
В Чемальском районе спортивные площадки по типовому проекту будут оборудованы в 5 – ти школах, но оборудование все еще не завезли, подготовлена территория под установку оборудования.
В Турочакском районе объявлен аукцион на ремонт школы в райцентре. Подрядчик еще не определен. Кроме того, с началом ремонта, который продлится не менее 2-х лет, в школе будет закрыт пищеблок, но вопросы организации питания школьников не решены. Не установлено спортивное оборудование на площадках в Удаловской, Яйлюнской и Майской школах.
Муниципалитетом заявлена готовность школ к новому учебному году, при этом по результатам приемки школ из 13 заявивших о готовности признаны комиссией готовыми только три школа. В остальных школах не подготовлены системы освещения, не подготовлены территории школ, не скошена трава, в надворных туалетах не проведен текущий и косметический ремонт.
В обследованных детских садах не может быть должным образом обеспечен режим проветривания: нет форточек, а имеющиеся фрамуги не открываются (нет шарниров и шпингалетов).
В Майминском районе в спортивном зале Майминской СОШ №1 ремонтные работы приостановлены, в связи с тем что необходимо проведение дополнительных работ, и новая смета. В Кызыл-Озекской СОШ в основном здании школы на пищеблоке необходим ремонт или замена пола, дверей. Работы не ведутся, в настоящее время еще только готовится смета. В Бирюлинской СОШ не проводится ремонт отопления, так как не предоставлена смета, не определен подрядчик. Планируется оборудовать спортивные площадки по типовому проекту в 2 – х школах: Манжерокской и Кызыл-Озекской СОШ, но работы не начаты.
В качестве положительного примера был приведен город Горно-Алтайск, где в эти дни были приняты все школы.
Другой передовик – Чойский район, где для детей создаются надлежащие условия для учебы, ведения здорового образа жизни, и систематических занятий физической культурой и спортом.
Во всех школах муниципалитета оборудованы спортивные площадки. Установлено дополнительное оборудование на спортивных площадках в Паспаульской и Чойской школах. Активно ведется подготовка площадок для установки спортивного оборудования в Ускучской и Каракокшинской школах. На деньги муниципалитета в Каракокше достраивается спортивный дворец. Заканчивается ремонт спортивных залов в Чойской СОШ и Ыныргинской СОШ.
Для обеспечения доброкачественной водой детей-сирот проложены дополнительные 1,5 км водопровода в с. Каракокша. По 2 км водопровода протянуты в селах Киска и Чоя.
В общей сложности в Республике Алтай не обеспечены централизованной системой питьевого водоснабжения 36 школ, не оборудованы теплые туалеты в 50 школах.
Участники совещания сошлись в оценке, что при текущей экономической ситуации невозможно единовременно привести их все в соответствие с требованиями. Для планомерного улучшения санитарно-технического состояния школ необходимо разработать на уровне субъекта и в муниципальных образованиях перспективные планы (дорожные карты).
С целью своевременной подготовки школ к началу учебного года, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей в образовательных учреждениях в 2016-2017 учебном Министерству образования и науки и муниципальным образованиям было рекомендовано организовать мониторинг за ходом подготовки школ к новому учебному году. Организовать работу в еженедельном режиме штабов по подготовке школ с заслушиванием директоров школ и подрядчиков. Рассмотреть вопрос о внебюджетном финансировании оборудования спортивных площадок в школах, о привлечении родителей для участия в их обустройстве и оборудовании. Разработать график медосмотров работников образовательных учреждений.