29.06.2010
В Управление Роспотребнадзор по Республике Алтай в ноябре 2009 года поступило обращение жительницы с.Майма о систематических отключениях электроснабжения в её доме без предварительного уведомления. Женщина жаловалась также на то, что совершенно неизвестно, куда необходимо обращаться в случае проблем с электроэнергией.

В ходе внеплановой проверки заместителем начальника отдела защиты прав потребителей Управления выявлен ряд нарушений законодательства, а именно: ОАО «Алтайэнергосбыт» не довело до сведения потребителей информацию на вывеске организации о месте ее нахождения (адресе), до потребителей не доведена в платежном документе на оплату электроэнергии информация о наименовании исполнителя, номерах контактных телефонов, номерах факсов. Также установлено, что ОАО «Алтайэнергосбыт» как исполнитель коммунальных услуг не довело до сведения потребителей информацию: в договорах, на досках объявлений отсутствуют сведения об адресах и номерах телефонов диспетчерской, аварийной службы, параметрах качества предоставления услуги по энергоснабжению, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления услуги по энергоснабжению. Не доведена информация до сведения потребителей о наименованиях, адресах, телефонах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг. В договоры энергоснабжения включены условия, ущемляющие права потребителей.

Результатом проверки стало привлечение ОАО «Алтайэнергосбыт» к административной ответственности в виде штрафа в соответствии с санкциями ч.1 ст.14.8 и ч.2 ст.14.8 КоАП РФ в размере 5000 и 10000 постановления в Арбитражном суде Алтайского края, так как в Республике Алтай находится только филиал.
Не согласившись с этим ОАО «Алтайнергосбыт» решило обжаловать вынесенные требований Закона РФ от 07.02.1992 г.№2300-1 «О защите прав потребителей», выразившегося в недоведении до сведения потребителей информации, о режиме работы, адресе, порядке деятельности ОАО «Алтайэнергосбыт».

Решением Арбитражного суда Алтайского края ОАО «Алтайэнергосбыт» в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора было отказано. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом наличия в действиях ОАО «Алтайэнергосбыт» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.8 КоАП РФ.

Данное решение ОАО «Алтайэнергосбыт» обжаловало в Седьмой Арбитражный Апелляционный суд г.Томска. Апелляционный суд посчитал законным и обоснованным принятое Арбитражным судом первой инстанции решение, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства. Апелляционный суд решение Арбитражного суда Алтайского края оставил без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив договоры энергоснабжения, заключаемые ОАО «Алтайэнергосбыт» с потребителями, специалисты Управления пришли к выводу, что ряд их условий противоречит законодательству.

Одним из таких условий был пункт договора, согласно которому энергоснабжающая организация вправе приостанавливать исполнение обязательств по договору электроснабжения в случае просрочки исполнения обязательства по оплате потребленной энергии более чем за два расчетных периода. Но согласно Правилам предоставления коммунальных услуг утвержденных Правительством РФ от 23.05.2006 №307 исполнитель вправе приостанавливать или ограничивать предоставление коммунальных услуг через один месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Еще одним условием договора, ущемляющим права потребителей было то, что ОАО «Алтайэнергосбыт» возлагал на потребителя обязанность указывать на квитанциях об оплате электроэнергии свой лицевой счет, полный адрес, фамилию, имя, отчество, месяц и год, за который производиться оплата, а также правильно указывать показания счетчика электрической энергии и производить расчет потребленной энергии. Это противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг утвержденных Правительством РФ от 23.05.2006 №307, согласно которым плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. В правилах указаны сведения, которые должны содержаться в платежном документе, среди которых отсутствует лицевой счет потребителя.

ОАО «Алтайаэнергосбыт» снова не согласился с выявленными нарушениями, Решением Арбитражного суда Алтайского края ОАО «Алтайэнергосбыт» в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении по ч.2 ст.14.8 КоАП, вынесенное Управлением Роспотребнадзора было отказано. Не согласившись с решением суда первой инстанции ОАО «Алтайэнергосбыт» обратилось в Седьмой апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решения суда первой инстанции отменить. Апелляционный суд решение Арбитражного суда Алтайского края оставил без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. События повторились, решение Арбитражного суда Алтайского края признано законным и обоснованным.

ОАО «Алтайэнергосбыт» решило обжаловать и предписание выданное Управлением Роспотребнадзора по РА о прекращении нарушений прав потребителей, но, изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, Арбитражный суд Республики Алтай ему в этом требовании отказал.

Вот так с ноября 2009 по июль 2010 в судах различных инстанций, в 12 судебных заседаниях, четырем судьям и Управлению Роспотребнадзора пришлось доказывать ОАО «Алтайэнергосбыт»», что потребитель прав. А нарушения его прав нужно устранять.

Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай всегда стоит на защите прав потребителей, и будет отстаивать из права закрепленные законом, сколько бы времени это не заняло.