В статье «Тайны торговли» размещенной 11.09.2012, 00:41 "Российская газета" - Федеральный выпуск №5881 (208) Счетная палата Российской Федерации дала оценку деятельности Роспотребнадзора по реализации функций в области защиты прав потребителей.
Чаще всего права потребителей в России нарушают торговые предприятия. К такому выводу пришла Счетная палата.
И порекомендовала правительству разработать долгосрочную стратегию по защите прав потребителей и подкорректировать законодательство в этой части, поскольку в нем имеются существенные пробелы. Такие рекомендации аудиторы выдали, проверив, насколько эффективно справляется со своими функциями Роспотребнадзор. "Счетная палата впервые провела мероприятие, в рамках которого оценила, как госорган выполняет возложенную на него функцию, оказывающую непосредственное влияние на повышение качества жизни людей", - рассказывает "РГ" аудитор Владимир Катренко.
Для аудита были выбраны Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и четыре ее территориальных органа. Однако в ходе проверки были выявлены не столько недостатки в работе Роспотребнадзора, сколько прорехи в законодательстве, которые не позволяют защищать потребителей максимально качественно.
"Роспотребнадзор ежегодно проводит порядка 140 тысяч проверок, постоянно увеличивается число внеплановых из-за роста жалоб людей", - продолжает Владимир Катренко. Более двух третей нарушений приходятся на сферу торговли, и их число постоянно растет. Наиболее типичные нарушения - это отсутствие полной и достоверной информации о продавце и товаре, документов, подтверждающих безопасность продукции, нарушение сроков годности товаров и правил продажи,. Значительное число нарушений зафиксировано в сфере жилищно-коммунальных услуг. Несмотря на то что законодательство России в основном соответствует требованиям Руководящих принципов для защиты интересов потребителей, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, имеющиеся нормативные правовые акты не в полной мере обеспечивают правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей. И не всегда позволяют Роспотребнадзору работать более эффективно.
Например, поясняет Владимир Катренко, сейчас запрещено использовать при внеплановых проверках "эффект внезапности", то есть о проверке надо заранее предупреждать. "В итоге недобросовестный продавец, реализующий товары с истекшим сроком годности, зная о проверке, имеет возможность временно устранить нарушения, а после ее завершения вернуться к соответствующей практике", - говорит он.
Аналогичная ситуация и в Республике Алтай, в 2011 году количество проверок составило 1969 из них плановых 1047. Применение мер административного воздействия в 2011 году рассматривалось через призму дальнейшей эксплуатации или приостановки эксплуатации объекта при не соблюдении требований санитарного законодательства. Таким образом показатели говорят об адекватности осуществления надзора: наложено административных штрафов - 2313 (2010-2774); выдано предписаний 1123 (2010 -1104); предупреждений 316 (2010-90); приостановлена эксплуатация 52 объектов (2010-52). В среднем на одну проверку приходится 7 выявленных нарушений. Но эффективность мероприятий зачастую сводится к нулю, так как недобросовестные предприниматели, предупрежденные о проверке к приходу проверяющих оставляют на прилавках и складах только «спички и консервы», а зачастую, просто закрывают свои объекты.
1,2 миллиарда рублей выиграл Роспотребнадзор в пользу потребителей в прошлом году. В Республике Алтай данная сумма составила 1,538 000 рублей
Кроме того, в законодательстве есть пробелы, позволяющие недобросовестному предпринимателю и уклониться от проверки. Не урегулирован механизм выездной проверки, если при ее проведении отсутствует руководитель или его представитель. "В итоге недобросовестные предприниматели избегают проверок", - продолжает аудитор.
Именно так и происходит, ведь инспектор должен предупредить хозяина объекта о том, что он прибыл на объект, иначе проверка признается незаконной. И это является так же своего рода уведомлением о её проведении. А потом получается как в поговорке «Кот из дома, мыши в пляс». Проверка ушла весь некачественный товар опять на прилавки.
Отсутствует механизм переноса срока проверки, если руководитель болен или находится в отпуске. А если меняется наименование юридического лица и место фактического адреса, проверки в текущем году исключаются. Только в Республике Алтай в 2011 году по данным причинам не удалось провести 32 проверки и не в полном объеме проверить ряд предприятий. Многие предприятия к примеру «Аникс», ООО «Розница-1»(«Мария-РА») открывают новые магазины, а в план они не включены, так как он составлялся в августе текущего года, и проверить их невозможно, хотя плановая проверка данных юридических лиц уже проведена.
Есть и еще факторы, затрудняющие защиту прав потребителей. Например, отсутствует универсальный правовой механизм защиты прав неопределенного круга потребителей, который бы позволил в случае признания противоправным действия конкретного предпринимателя по отношению к потребителям априори считать аналогичное действие противоправным и со стороны других предпринимателей.
Тем не менее Роспотребнадзор достаточно неплохо справляется со своими обязательствами, и реальная, финансово измеримая польза практически превышает расходы государства на это направление работы службы. Так, в 2011 году при участии Роспотребнадзора присуждено в судах в пользу потребителей почти 1,2 миллиарда рублей. Хотя и внутри ведомства есть свои проблемы, например, кадровые. Так, штаты центрального аппарата ведомства и управления по Москве укомплектованы на 75-78 процентов. Связано это с существенной разницей между зарплатой работников и средней зарплатой на рынке. Например, средняя зарплата сотрудников Роспотребнадзора в столице в 2011 году была 15,9 тысячи рублей, а рабочих и служащих по Москве, включая организации малого предпринимательства, - 40,5 тысячи рублей.
И еще одну неожиданную негативную тенденцию выявили аудиторы - общества защиты прав потребителей, которые по идее должны быть помощниками Роспотребнадзора, стали за деньги защищать, наоборот, предпринимателей от потребителей.