Начну издалека. На этой неделе мы похоронили коллегу Галину Гаральдовну Смирнову – бывшую заведующую бактериологической лабораторией, которую многие знали как грамотного специалиста и неординарного, творческого человека. Будем помнить…
За день до похорон Л.В. Щучинову (15.11.2020) позвонил учредитель и главный редактор газеты «Листок», у которого юристом работает сын умершей. Разговор шел при авторе этих строк, находившегося рядом и невольно слышавшегося ответы Леонида Васильевича. Это была частная беседа двух людей об общем знакомом человеке, где решались вопросы организации похорон и прощания. Никакого интервью не было и разрешения на публикацию разговора тоже!
Когда через несколько дней в газете «Листок» и на одном из московских сайтов появились фрагменты беседы, зачастую изложенные с намеренными искажениями, это вызвало недоумение и возмущение. Хочется напомнить о журналистской этике и внести ясность в создавшуюся ситуацию.
Для некоторых журналистов пиар – вода на мельницу тщеславия. Всё должно привлекать внимание публики, неважно какими способами это делается. Московская статья начинается так: «Ситуация с коронавирусом у нас в регионе — невесёлая. При населении всего в 220 тысяч человек, с 10 по 16 ноября в официальной коронавирусной сводке — 16 смертей. В подъезде пятиэтажки, в которой я живу — на 20 квартир уже два умерших, в редакции у двоих моих коллег умерли от коронавируса родственники».
Да, ситуация, с коронавирусом, действительно, непростая. Показатели заболеваемости – самые высокие в стране (4741 на 100 тысяч жителей), потому что и показатели тестирования – тоже! (545 на 100 тысяч населения при норме 200). Арифметика простая: больше исследований – больше выявленных. А вот летальность – одна из самых низких в стране (по Республике Алтай – 0,9%, по РФ - 1,7%). Допускаю, что у Сергея Михайлова 4 знакомых погибли от коронавируса: Республика маленькая, здесь все друг друга знают.
Но вернем к тексту статьи: «В начале недели я взял интервью по поводу ситуации с коронавирусом в Республике Алтай у руководителя республиканского Роспотребнадзора Леонида Щучинова». Это лукавство. В частной беседе речи об интервью и разрешения на публикацию данных не заходила ни разу! А, значит, напрямую нарушено положение Закона РФ от 27.12.1997 №2124 «О средствах массовой информации», так как журналист не предупредил о своих планах – полностью или частично опубликовать содержание беседы.
Не могу не признать, что речь о недостатках в организации тестирования населения на коронавирус заходила, но информация в публикациях была подана в искаженном виде. Так, например, в статье было написано о ненормированном рабочем дне лаборантов ПЦР-лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай», которые работают уже 7 месяцев без выходных и праздников, уходя с работы в полночь: «Они начинают с утра и заканчивают в 11 часов» вместо «в 11 часов вечера»… Что это? - забывчивость, халатность или намеренное вредительство автора? Думается, что последнее, потому что сам тон статьи и выбранные фрагменты разговора порочат собеседника и портят имидж республики, где делается всё возможное, чтобы не допустить гибели людей от опасной инфекции.
Но вернемся к работе лабораторий Роспотребнадзора. Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить своих коллег, которые во время пандемии COVID-19 наглядно демонстрируют гражданское мужество и профессионализм: 75-85% тестов (в том числе и многочисленные тесты из ковидных госпиталей) ежесуточно проходит через их руки.
Между тем ПЦР-диагностика больных, оценка качества лечения – прерогатива лечебной сети. В идеале в каждом районе, при каждой районной больнице и в каждом ковидном госпитале должны быть свои ПЦР-лаборатории, это требование времени – сейчас везде необходима современная лабораторная диагностика заболеваний (причем не только COVID-19). Пока же в ведении Минздрава Республики Алтай находится только одна ПЦР-лаборатория (БУЗ РА «Центр по профилактике и борьбе со СПИД»). Отсюда и проблемы с тестированием: наши технические и человеческие ресурсы сейчас ограничены, а спрос на подобные исследования большой.
Беспокойство главного санитарного врача по проблеме задержки биоматериала от пациентов в лабораториях выстрадано месяцами пандемии: пока человек не знает о положительном результате, он не подлежит изоляции и является ходячим распространителем заразы.
Но разве это волновало журналиста? Зачастую журналистам нужна слава любым путем, в том числе и провокационная, даже основанная на унижении интервьюируемого человека. О таких опусах древние римляне говорили: «Бумага не краснеет». Да, бумага не краснеет, но краснеет читатель, в котором совесть еще жива, и которому досадно и обидно когда беззастенчиво попираются Честь и Достоинство другого человека.
Л. Щучинова, главный специалист-эксперт отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по РА