После Великой Отечественной войны и без того неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка в Ойротской автономной области значительно ухудшилась: высока заболеваемость корью (1972), скарлатиной (217), сыпным тифом (105), дизентерией и токсической диспепсией (28), коклюшем (58), туляремией (43), туберкулезом (25), брюшным тифом (23) и т.д. (по данным за 1946 год).
Но четкая организация противоэпидемических мероприятий, самоотверженная работа госсанинспекторов, эпидемиологов, бактериологов, маляриологов, дезинфекторов, бонификаторов и др.совместно с лечебной сетью не позволили допустить эпидемий особо опасных инфекций и других инфекционных заболеваний.
Наступательно и эффективно работает областная госсанинспекция, обл.баклаборатория, противобруцеллезная станция, дезстанция, городская санбакэпидстанция, малярийная станция.
1945 год… Свирепствует сыпной тиф. Для его обуздания проводятся «массовые подворные обходы по всем селам, выявление остролихорадящих и подозрительных на сыпной тиф больных, а также завшивленных семей с одновременной санитарной обработкой». А для проведения организационных работ по сельским советам закрепляются медработники. Помимо медиков привлекались сануполномоченные и члены постоянно-действующих комиссий, не занятые на сельхозработках по уборке урожая и кормов.
1946 год… Вспышка сыпного тифа в Манжерокском детском доме; в Н.Улалинском сельсовете – с.Ш-Алпатово Майминского аймака; вспышка кори в с.Куташ; в августе т.г. – туляремии в Майминском аймаке. Для проведения массовой разъяснительной работы командируются медработники в колхозы: Сталина, Кирова, Куйбышева, Ударника, Большевич, Ленина,
8 марта, Чкалова, Алферова.
До начала 50-ых годов продолжает существование областная малярийная станция, руководит которой Бобровская (Лубянская) Мария Антоновна. В штате станции работают врачи Тарский Георгий Захарович, Филиппова Нина Валериановна, фельдшер лаборант Машарина Августа Матвеевна, бонификаторы Королькова Клавдия Григорьевна, Протопопова Антонида Федоровна, фельдшер Гуляева Александра Филипповна, лаборант Золотова Анна Матвеевна, Маркова А.С., помощник маляриолога Манаенков Александр Иванович, лаборант Щепина Серафима Никифировна.
10 декабря 1946 года согласно приказу облздравотдела от 29 ноября 1946 года № 170 в малярийной станции развернута работа гельминтологического пункта, руководство которым принял врач Павловский Т.Ф., на должность лаборанта назначена Михайлова В.Ф., сестра-дегельминтизатора – Золотова А.М., врачом – Тарский Г.З., санитарка – Зулина Мария С.
В имуществе малярийной станции – конюшня, лошади, велосипед, которые используются в работе в качестве основных транспортных средств.
В 1948 году увеличен штат малярийной станции на основании постановления Совмина от 7.04.1947 г. и приказа Минздрава СССР № 216 от 12.06.1947 г.
Станция обеспечивает обследование населения области на малярию и гельминты (путем нативного мазка). В 1949 году в штат станции приходит врач Баклыкова Валентина Васильевна, бонификатор Аникин Ф.Г., инженер-гидротехник Образцов И.П., энтомолог Глазырина Раиса Васильевна. В течение этого года произведено обследование на малярию и глистные инвазии население Майминского, Усть-Коксинского, Турачакского, Чойского, Шебалинского, Усть-Канкского, Эликмонарского районов. Результаты этой целенаправленной систематической работы видны, начиная с 1951 года. Заболеваемость малярией по годам: 1946 – нет данных; 1947- 330; 1948- 271; 1949 - //-; 1950- 220; 1951 – 83; 1952 – 38; 1953 – 28; 1954 – 10; 1955 – 12; 1956-1958 – 3; с 1959 г. – не регистрируется.
Используемые формы работы того времени на сезонные работы создаются временные бригады хинизаторов для работы в леспромхозах;
Гельминтологические отряды, в состав которых входили: медсестра, лаборант и санитарка.
Особое внимание уделялось санпросветработе, качеству бесед.
Так, приказом по малярийной станции обращается внимание сотрудников на некачественную подготовку и проведение бесед, предупреждаются «О необходимости работы над собой и качественной подготовке бесед».
Вопрос повышения санитарной культуры населения области был актуален и в эти годы. Для проведения целенаправленной результативной работы по воспитанию санитарной культуры в марте 1953 года открывается Горно-Алтайский Дом санитарного просвещения, руководителями которого в разные годы был Шпилькин Илья Александрович, Зарубина Любовь Тихоновна, Лапова Валентина Семеновна, Калешевич Екатерина Н., Зверева Ася Ефимовна, Воинкова Лариса Алексеевна. В 1922 году ДСП был реорганизован в отдел профилактики и пропаганды здорового образа жизни облСЭС.
Еще памятна наступательная разъяснительная работа Дома санпросвета, проводимая и систематически, и компаниями совместно с лечебной сетью, обществом «Знание» на радио, через газеты, на конференциях, слетах, совещаниях, в коллективах.
До 1950 года санитарно-эпидемиологическая служба была представлена Госсанинспекциями при местных отделах здравоохранения с непосредственным подчинением местным исполнительным органам. В составе Госсанинспекции был санитарный врач высокого ранга. В Горно-Алтайской автономной области с 1947 года госсанинспектором был Трофимов Алексей Михайлович – выпускник санфака Омского мединститута, участник Великой Отечественной войны.
В составе Госсанинспекции были эпидотделы в составе врача-эпидемиолога, двух помощников, дезинфектора. Пионером этой группы были врачи-эпидемиологи Гузеева Н.И., Няшин Л.П., помощники Аверьянова Клавдия Павловна, Шмакова Мария Васильевна, дезинфектор Кононова М.П.; специальными подразделениями эпидслужбы были баклаборатория, противобруцеллезная станция, малярийная станция, туляремийная станция, Дом санитарного просвещения. Указанные станции существовали самостоятельно в подчинении облздравотдела и возглавлялись врачами:
бруцеллезная – Лубошкиной В.М.;
малярийная – Дмитриевой, затем Бобровской М.А.;
Дом санитарного просвещения – Шпилькиным И.А.;
Баклаборатория – Няшиным Л.Г.
В городе для осуществления противоэпидемических мер функционировала дезинфекционная станция с 1939 года по начало 1940 года – Ларкин П.В., вакцинатор Тришкина, дезинфектор Савин.
Транспортными средствами повсеместно были конские экипажи, служившие, в основном, для эвакуации инфекционных больных и доставки вещей для дезинфекции. При дезстанции работали стационарные дезинфекционные камеры. В районах области соответственно были созданы госсанинспекции: госсаниспектор, помощник эпидемиолога, помощник санитарного врача, вакцинатор, дезинфектор.
Собственной базы они не имели, размещались при райздравах, транспорт – лошадь. Укомплектованы были в абсолютном большинстве фельдшерами без специальной подготовки, баклабораторий в районах не было.
Военные и послевоенные годы были периодом высокой пораженности населения педикулезом, сыпным тифом, кишечными инфекциями, коренного населения области – трахомой и туберкулезом; в животноводческих хозяйствах – бруцеллезом (особенно Кош-Агач, Усть-Кан, Майма). Была чрезвычайно высока пораженность населения глистными инвазиями, малярией. Бичом детского населения были корь, скарлатина, дифтерия, кишечные инфекции. Эпид.гепатит не регистрировался.
В 1950 году вся система разрозненных противоэпидемических учреждений реорганизована в единую санитарно-эпидемиологическую службу во главе областных, городских, районных санэпидстанций, возглавляемых главным государственным санитарным врачам. В Горно-Алтайской автономной области первую областную СЭС возглавил Трофимов А.М. К этому времени начали прибывать выпускники специальных ВУЗов, первыми были Голикова Татьяна Леонидовна, Милованова С.Б. Голикова Т.Л. стала работать врачом-эпидемиологом в малярийной станции, Милованова – в облсэс.
Санитарного врача в составе облсэс не было и его функции исполнял главный врач, и так было до 80-тых годов (1980 г.).
Бактериологическую лабораторию создал и возглавил Няшин Лев Григорьевич, химлаборатория была в составе бактериологической, первым лаборантом-химиком была В.Менчикова.
Бруцеллезная и туляремийная станция были преобразованы в отделы зоонозных и трансмиссивных инфекций (начала регистрироваться заболеваемость клещевым энцефалитом).
Соответственно были созданы районные санэпидстанции. Это были в большинстве своем фельдшерские подразделения и только Майминская и Шебалинская возглавлялись врачами. (Майминская СЭС – Малышевой).
Врачебный состав областной СЭС долгие годы состоял из 2-3 врачей. Эпидемиологическая обстановка в районах области была сложной: чрезвычайно высока заболеваемость ОКИ, корью болели дети целыми поселками, наблюдались массовые вспышки среди старших и взрослых.
В 1952 году – вспышки в с.Челушман (Балыктыюль). Об этой вспышке страшно вспоминать и сорок лет спустя. В борьбе с инфекцией большая помощь оказывались облисполкомом, облздравотделом и т.д. Выделялись самолеты для заброски медикаментов, оснащения для больницы, питания для больных.
Заброска всего происходила с воздуха без посадки самолета. По ликвидации этой вспышки кори работали эпидемиолог Милованова, помощник эпидемиолога Васюнин И.Г., дезинструктор Кононова, медработники Улаганского райздравотдела.
Острые кишечные заболевания поражали в основном детское население организованный детских коллективов. Устройство детских учреждений не соответствовало не только санитарным правилам, но и общечеловеческим понятиям. Существовали так называемые сезонные ясли и сады, которые открывались в конторах и других мало пригодных помещениях. Врачебного обслуживания не было. При эпидосложнениях открывались временные стационары, но без внимания не оставался ни один больной. Смертность была лишь в безвыходных случаях. В это время уже была достигнута 100 % госпитализация и бактериологическое обследование каждого больного. Брюшной тиф носил эпизодический характер в неблагополучных пунктах. В 50-е годы уходят последние вспышки сыпного тифа, которым характеризовались особенно Чойский и Турочакский районы, где еще велись сезонные лесозаготовки и собирались рабочие на сезон из всех колхозов края.
Условия их быта были ужасны. Дезкамеры только усилиями санэпидслужбы были поставлены во всех леспромхозах в 1952-1954 годах.
Заболеваемость дифтерией проявлялась по всей территории области и носила характер грозного недуга для детей. Обращалось большое внимание на диагностику, бакдиагностику, иммунизацию: пассивную и активную, обязательную госпитализацию – по подозрению.
В этот период вся нагрузка в проведении противоэпидемических мероприятий приходилась на помощников эпидемиолога районной СЭС, в Шебалино – Громоздина М.И., Майма – Сапегина, город Горно-Алтайск – Выйдурова, облсэс – Аверьянова, Васюнин И.Г. и мн. Другие. Низкий им поклон… История отмечает их непосильный бескорыстный труд.
В этот период к шестидесятым годам (к 1960 г.) уже появляются в райсэс врачи в Турачаке, Майме, Шебалино.
С конца пятидесятых и в последующие годы до настоящего времени облсэс возглавляется врачами: Жиц В.И., Варавиным И.Д., Михайловым Аскольдом Константиновичем, Красоцкой З.И., Миловановой С.Б., Климовым Валентином Адамовичем, Коробко А.И. и Щучиновым Л.В.
В 1960 году в городе Горно-Алтайске и в 1961 году в районах области начата стройная система вакцинации детского населения против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита. Массовая иммунизация закончена в течение 6-7 лет, в результате чего ликвидирован полиомиелит, столбняк, доведены до единичных случаев дифтерия и коклюш.
Начата иммунизация против кори, в результате чего ликвидированы массовые вспышки этой инфекции среди детей, ликвидирована летальность.
Проводится огромная работа по борьбе с туберкулезом, заболеваемость которым доведена до 20 случаев на 100000 населения.
Благодаря стройным санитарно-ветеринарным мероприятиям ликвидирован бруцеллез.
При участии санэпидслужбы ликвидирована трахома, снижена пораженность населения глистными инвазиями. Ликвидирована малярия, не регистрируется брюшной тиф.