Сегодня в рубрике "100-летие санитарно-эпидемиологической службы России" публикуем воспоминания ветерана Санитарной службы Республики Алтай, к.м.н., Почетного работника Роспотребнадзора, Л.В.Щучинова о Е.Н. Беляеве - главном государственном санитарном враче Российской Федерации с 1990 по 1996 годы.
"Санитарная служба России отмечает свой столетний юбилей. Перелистывая страницы истории, можно проследить закономерность: в переломные трудные моменты страны лидерами службы становились сильные принципиальные авторитетные личности, умелые, талантливые смелые люди. К таким ярким руководителям службы заслуженно относится Евгений Николаевич Беляев. О его участии в моей судьбе я бы хотел рассказать.
В период руководства Е.Н.Беляева санитарная служба стала самостоятельной, перестав зависеть от чиновников Министерства здравоохранения. Я встретился с Евгением Николаевичем в драматический период судьбы – в лихие 90-е годы прошлого столетия. Я работал тогда главным санитарным врачом города Горно-Алтайска, и ко мне обратились жители нескольких многоквартирных домов, где один из местных олигархов (владелец 38 магазинов, депутат Республики Алтай) разместил свои объекты – магазины и пекарни. Люди жаловались на шум, вибрацию, трещины на стенах. Лабораторные исследования подтвердили их претензии (уровни шума и вибрации превышали нормы), поэтому за допущенные нарушения я его оштрафовал и передал в суд материалы на закрытие объектов. Каково же было мое удивление, когда на беседе у судьи олигарх и его адвокат предъявили справки из Республиканского Центра госсанэпиднадзора и от пожарного надзора, что все объекты отвечают нормам, поэтому они предъявили встречный иск мне на 20 миллионов рублей за упущенную выгоду.
После беседы я пошел к жителям с просьбой быть свидетелями на суде. «Сынок, не волнуйся, мы придем на суд, пойдем с тобой до конца», - заверили люди. На следующей беседе с судьей я сказал, что у меня есть протоколы замеров и свидетели, которые выступят на суде. «А кто тебе сказал, что ты доживешь до суда?» - ехидно спросил олигарх, когда мы вышли на улицу. И добавил: «Я знаю по какой дороге ходит твой сын в школу. Мне ничего не стоит заплатить какому-нибудь алкашу, чтобы он его избил палками». Эти события выбили меня из колеи. Спасли обстоятельства.
Стараниями Евгения Николаевича Беляева в ту пору активно работала Ассоциация главных санитарных врачей столичных городов субъектов федерации, куда я поехал. В Москве после заседания ассоциации я попал на прием к Главному санитарному врачу России, где рассказал о своей ситуации. Евгений Николаевич меня внимательно выслушал и на своих жизненных примерах рассказал о случаях несправедливости, которые ему пришлось пережить. А потом уверенно сказал: «Правда на твоей стороне. Суд тебя поддержит. Но тебе надо переключиться пока на другое, другие проблемы – водопровод, канализации и т.п.». Его уверенный тон, жизненные примеры, да и сам факт, что он принял меня при всей своей занятости, помогли мне справиться с душевным надломом.
Суд я выиграл. Предпринимателя заставили выполнить все мои предписания, оплатить штрафы. Вскоре выяснилось, что его угрозы были вполне реальными: олигарх оказался руководителем преступной группы, которая беспощадно расправлялась со всеми конкурентами. Ими была застрелена владелица крупного универмага, убиты казахские предприниматели, ранен гранатой мэр города Горно-Алтайска. В «расстрельном» списке неугодных, который нашли при аресте олигарха, была и моя фамилия…
Многим не нравилась самостоятельность санитарной службы. На заседание Госдумы даже выносился вопрос о возвращении госсанэпиднадзора под крыло Министерства Здравоохранения. Я смотрел это заседание по телевизору. На экране жарко выступал министр здравоохранения РФ, бывший военачальник, убеждая в этом присутствующих. После него очень спокойно и убедительно выступил Евгений Николаевич Беляев, сказав, что задачи, которые решает санитарная служба намного шире рамок здравоохранения и привел конкретные примеры, доказывающие это. На своем служебном пути от санврача районной СЭС до Главного санитарного врача РФ, рассказал как ведомственная принадлежность к здравоохранению мешала госсаннадзору, насколько шире наши задачи, цели. Все депутаты Госдумы проголосовали за независимость санитарной службы.
Увы, но в нашу деятельность политика вмешивается очень серьезно. В беспринципные 90-годы многие руководители министерств, ведомств переступали через соблюдение санитарного законодательства. В страну стали завозить «ножки Буша» с превышением содержания антибиотиков. Воспротивившийся этому Беляев Е.Н. был освобожден от должности Главного санитарного врача России.
Последний раз мы виделись с Е.Н. Беляевым в Москве 2012 году. Я защищал кандидатскую диссертацию и попросил Евгения Николаевича быть оппонентом. И был очень рад, когда Е.Н. Беляев (член-корреспондент РАН) согласился. На защите он был спокойным и доброжелательным, что тоже вселяло уверенность.
Е.Н. Беляев и Л.В. Щучинов (Москва, 2012)
Санитарной службе везет на эрудированных, принципиальных руководителей, настоящих лидеров, способных отстаивать свое мнение. Пока другие Службы, надзоры, ведомства сотрясают коррупционные скандалы, неразбериха, Санитарная Служба стойко, последовательно обеспечивает санитарно-эпидемиологическую безопасность, повышает свой авторитет, стала опорой Президента РФ, Правительства России в решении стратегических задач национальной безопасности, борьбы с короновирусом.
Я благодарен судьбе за то, что свела меня с замечательным человеком Беляевым Евгением Николаевичем, за его участие в моей жизни, поддержку. Благодаря таким людям Санитарная Служба уверенно шагает вперед, развивается. И мы можем сказать:
Пусть не волнуется страна-
Нам лень, покой и алчность чужды.
Жива Россия и сильна-
Пока не спит ее Санслужба!