Анатолий Иванович Эдоков - ветеран Санитарной службы Горного Алтая, заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации. Сделав в юности свой выбор в пользу медико-профилактического дела, Анатолий Иванович всю свою жизнь посвятил делу охране здоровья людей и сохранения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории региона. Выбор жизненного пути был не случайным, мама Анатолия Ивановича – Дарья Ефимовна Эокова, была эпидемиологом. Начав свою трудовую деятельность в Усть-Коксинском районе в 1972 году, Анатолий Иванович 40 лет отдал профессии. Большую часть своего трудового пути Анатолий Иванович являлся главным санитарным врачом Усть-Косинского, Усть-Канского и Кош-Агачского районов. Сейчас дело отца продолжает дочь – Светалана Эдокова. Она тоже стала санитарным врачом и вот уже более 15 лет трудится в Управлении Роспотребнадзора по Республике Алтай.
Наша республика в 2022 году отмечает много знаменательных событий. Так, вековой юбилей будут отмечать Ойротия, Типография и республиканские газеты «Алтайдын Чалмоны» и «Звезда Алтая».
Столетний юбилей будет праздновать Санитарная служба, которая внесла немалый вклад в охрану здоровья и жизни многих поколений людей Горного Алтая. Время неумолимо летит, несется вскачь, все дальше уходят события и люди, остается только память. За столетний период в Санитарной службе области, республики поработало достаточно много специалистов. Кто-то долго не задержался, а кто-то практически всю жизнь посвятил Санитарной службе.
В этом коротком повествовании о проблемах в работе санитарной службы в Усть-Коксинском, Кош-Агачском, Усть-Канском районах, о людях, чьи судьбы связаны с трудной, но благородной профессией.
О санитарной и противоэпидемической деятельности я знал не понаслышке, а воочию, поскольку моя мама, Эдокова Дарья Ефимовна, с 1952 года по 1988 год работала помощником эпидемиолога в Шебалинской санитарно-эпидемиологической станции (общий стаж работы более 60-ти лет). В 50-е, 60-ые годы эпидемиологических инфекционных очагов (особенно трахомы, дизентерии) было много. Мама часто уезжала в командировки, длительностью каждая 4-5 дней, поскольку в качестве транспорта служила лошадь. По ее рассказам, самые сложные выезда были зимой, в метель и ночью, т.к. в горах, в лесу часто преследовали волки. В одной из командировок искусанная лошадь сбросила маму, при падении она ударилась о камень и получила перелом ноги в области голени. Она сумела успокоить лошадь, соединить раздробленные кости голени и продолжить командировку в село Верх-Черга, выполнять служебное задание, а не домой. И такие драматические, а порой и трагические случаи, происходили в жизни практически каждого работника санитарной службы. При этом дома оставались без присмотра дети, больные родственники, пожилые родители.
Помню Марию Ивановну Громоздину, помощника врача-эпидемиолога, часто гостившую в нашем доме и их обсуждения о предстоящей командировке и другие житейские проблемы. .И ни уныния, ни жалоб на нехватку денег, ни на собственные болезни, не было. Переживали только о том, чтобы больных было меньше и собственные дети были здоровы.
И в своей практической работе они умели разговаривать с людьми доходчиво, по житейски объяснять полезность профилактических прививок, дезинфекции в домах и важность других противоэпидемических мероприятий. Они не считали себя учителями, всезнайками, и с молодыми, и со старыми вели себя, как с равными. Это всегда привлекало и располагало к откровенной беседе. Люди доверяли и тянулись к ним. Умели слушать других, никогда не упорствовали в случае ошибки, могли признать ее публично. Кроме служебной деятельности санитарные врачи привлекались на сельхозработы по заготовке сена, выхаживанию животных, в ночные дежурства в райкоме партии.
А сколько в них было жизненной энергии, оптимизма, душевной радости!!
Помню их выступления на сцене районного Дома культуры, то в роли певцов, то танцоров, то чтецов в дни празднования окончания посевных работ, 8-го марта. И такие концерты давались в течение трех дней.
Наши предки прожили достойно, сохранили с честью свои фамилии и профессию работника санитарной службы.
И в самые трудные минуты жизни, я мысленно обращался к ним. Это давало силы для защиты.
После окончания Кемеровского медицинского института, после распределения, возглавил санитарно-эпидемиологическую станцию в Кош-Агачском районе. Район сложный в отношении бытовых условий, своими обычаями, традициями, проживающих жителей алтайской и казахской национальности. Поразила еда: непривычные мясные блюда. При употреблении не использовали вилки, ножи, ели руками из одного казана, и с 12 часов ночи. Будучи приглашенным в казахские семьи гостем удостаивался быть тамадой, возвышаясь сидя на подушках над столом, держа в руке нож и кусок жирной баранины.
Простой народ в Кош-Агаче: очень добрый, отзывчивый и гостеприимный. Но сложность состояла в том, что деятельность санитарной службы здесь была формальной. Само здание с перекошенными окнами, со вставленными грязными стеклами, сломанной наружной дверью веранды, со стороны фасада здания оставшиеся пеньки от сломанного забора. А учреждение располагалось в центре села, около районного комитета партии и школы. В помещениях холодно, поскольку экономили на дровах (оставалось на две недели), угля нет, многочисленные щели в оконных проемах. Канцелярские столы старые, книжных шкафов недостаточно. Из транспорта: автомобиль «Москвич» работает на больницу, дезинфекционная камера на шасси ГАЗ-51 в ремонте, гаража нет. Лаборатория не организована из-за отсутствия специалиста и оборудования, не создан отдел профилактической дезинфекции. В штате помощник эпидемиолога и санитарный врач. А район приграничный, действующий очаг чумы, более 600 стоянок отгонного животноводства, низкая степень благоустройства, много детей. Сложившиеся обстоятельства требовали наведения эпидемиологического порядка в самой службе и выполнения служебных обязанностей.
В плачевном состоянии санитарно-эпидемиологической станции было много краж, но главное, безответственное отношение местных органов власти и бездействие областного органа здравоохранения. Можно было привлечь к работе Алтайскую санитарно-эпидемиологическую станцию, поскольку она была обеспечена врачами, средним медицинским работником, бактериологической лабораторией, транспортом для проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий на территории Кош-Агачского района или со специалистами Алтайской противочумной станции проводить мероприятия по профилактике чумы. Вместо этого, с инспекторской проверкой приходил специалист из Министерства РФ, устраивал разнос за развал работы в обеспечении санитарно-противоэпидемической благополучия населения района, и это на 20-ый день работы. В то же время областная санитарно-эпидемиологическая станция требует создания бактериологической лаборатории и доставляют электрический автоклав, прекрасно зная об отсутствии соответствующего помещения и мощности электрических сетей. Так и случилось , что при запуске автоклава свет в Кош-Агач погас.
Не без проблем с главным врачом больницы вернули автомобиль Москвич 0412, провели ремонт двигателя, сделали из досок и горбыля примитивный гараж, благоустроили территорию. Провели текущий ремонт оконных рам, электропроводки, дверей помещений здания. Из г.Горно-Алтайска завезли 2 книжных шкафа, 2 канцелярских стола, стулья. Ходатайствовал у районного комитета партии о содействии в выделении финансов на приобретение автомобиля УАЗ-452. Организовали работу профилактического отдела, появились деньги, что позволило приобрести лабораторный инвентарь для проведения паразитологических исследований. Пригласил фельдшера-лаборанта из с.Шебалино. По распределению приехала молодой специалист из г.Орла на должность помощника санитарного врача.
Работу санитарно-эпидемиологической службы постоянно нацеливал на совместную деятельность с заинтересованными органами власти, ведомствами (образования, торговли, жилищно - коммунального хозяйства), тем самым укрепляя доверие и значимость, и авторитет службы. Совместно с комитетом народного контроля подготовили справку «О неудовлетворительном санитарном состоянии в торговых базах РайПО», доклад «О неудовлетворительном организации горячего питания в школах», в областной отдел образования; в райисполком «О санитарной очистке на территории колхоза им. Чапаева «Путь коммунизма»; с.Кош-Агач, Справку «О невыполнении плана профилактических прививок детского населения Джазаторской участковой больницей» Главному врачу ЦРБ.
Одна из командировок в с.Джозатор могла закончится трагически для всех пассажиров самолета, поскольку управлял пьяный летчик. В итоге, учитель школы, ветеран войны с гипертоническим кризом был отправлен в районную больницу.
В феврале 1973 года произошла крупная авария отопительной системы Кош-Агачской районной больницы, санитарная служба не допустила вспышку инфекционных болезней во временном госпитале, размещенном в бывших конюшнях. В помещениях ни электрического света, ни вентиляции, отапливалась «буржуйками». Контроль за доставкой, хранением и употреблением питьевой воды, приготовлением и реализацией готовых блюд, дезинфекционный режим, позволил пережить аварию без людских потерь.
В июне 1973 года по поручению районного комитета партии вместе с заведующей отделом образования восстанавливали летний оздоровительный лагерь вблизи с.Онгудай. Сложность состояла в том, что в подчинении ни строителей, ни материалов, ни денег на текущие расходы. К концу недели лагерь был готов к приему детей. С высоты сегодняшнего дня данное решение местных органов власти было абсурдным, но таковы были времена.
Вспоминаю, не подержанный мною поставленный местными врачами диагноз «чума» военнослужащему воинской части. Они не провели эпидемиологический анамнез, диагноз поставил только на основании клиники, со страху. На самом деле ему за 4 дня до госпитализации в инфекционное отделение районной больницы фельдшером, прибывшим из Семипалатинска, было сделано одновременно 4 прививки, не выяснив его состояние здоровья. Данный эпизод рассматривался на аппаратном совещании у главного врача района, так как районное здравоохранении не было готово к проведению противоэпидемических мероприятий.
В дальнейшем организационный план профилактических и противоэпидемических мероприятий по карантинным инфекциям помог районному здравоохранению, при небольшой корректировке, был утвержден на заседании райсполкома, и применялся в связи со вспышечной заболеваемостью холеры в 1973 году в некоторых южных областях и в Алтайском крае.
К сожалению, не все проблемы санитарно- эпидемиологического благополучия были решены. Не удалось организовать молочную кухню при районной больнице, обеспечить доброкачественной питьевой водой население района, не добился создания бактериологической лаборатории, и многое другое. На это надо было время и терпение…
В настоящее время под руководством Л.В.Щучинова - главного государственного санитарного врача, Г.С.Архипова- главного врача Центра гигиены и эпидемиологии по Республике Алтай и при их непосредственном участии в Кош-Агачском районе построено новое здание, функционирует бактериологическая лаборатория, специалисты обеспечены необходимым оборудованием, инвентарем, автотранспортом. Осталось слово за местными руководителями санитарной службы, нужна их смелость, решительность, принципиальность в решении проблем санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Свою трудовую деятельность я окончил в Усть-Коксинском районе. Небольшой коллектив – 7 человек. Бактериологическая лаборатория размещалась в небольшом деревянном здании с трубчатым колодцем внутри здания, с местной котельной, надворной уборной, двумя кабинетами для специалистов и двумя смежными комнатами для бактериологической лаборатории. К сожалению, отсутствовал теплый гараж, помещение для приготовления приманок и хранения ядов.
В июле 1976 года состоялось важное событие, нам было предоставлено помещение в новом здании, что позволяло увеличить площадь производственных помещений для бактериологической лаборатории, обустроить кабинеты для специалистов, создать условия работы сотрудникам отдела профилактической дезинфекции. Значимую роль в деятельности районной санитарно-эпидемиологической станции, а особенно в плане эпидемиологического надзора, сыграла Черепанова Елена Алексеевна, уроженка одной из казачьих станиц Тихого Дона. Всегда считал ее выдающимся человеком по соединению ума, воли и такта. Именно благодаря сочетанию этих данных, ее авторитету, прививочная работа в районе была на высоком уровне. В 90-ые годы, в связи с ослаблением внимания со стороны руководителей и работников здравоохранения к вопросам организации и проведения иммунизации населения, уровень коллективного иммунитета значительно снизился. В результате произошел резкий рост заболеваемости дифтерией, корью в ряде регионов СССР. В Усть-Коксинском районе не было ни одного случая дифтерии и кори.
В становлении и развитии бактериологической лаборатории Усть-Коксинского района большой вклад внесла Попова Нина Петровна, уроженка г.Иркутска. Она была сильной фигурой. Что же выделяло Попову Н.П., как человека? – Умение выбрать главное. Способность учиться у других, при этом не выпячивать свои знания и опыт. Умела слушать других. В случае совершения ошибки, могла честно признать ее. Попова Нина Петровна подготовила такие ценные кадры, как Скворцову Надежду Сергеевну, Перову Людмилу Петровну – лаборанта-бактериолога и паразитолога высочайшего класса.
К сожалению, слабым местом в работе санитарной службы оставался санитарный надзор.
Трудности в работе главного санитарного врача не любой территории известны, но они вдвойне сложней, если нет взаимодействия с местными органами власти. Требовались профессиональные знания, твердый характер и убежденность в правильности принимаемых решений, чтобы отстаивать требования службы, направленные в конечном итоге на сохранение здоровья человека.
Так, например, ни один год сбрасывались неочищенные сточные воды в реку Абай от Абайского маслосырзавода. Негодование жителей села Абай в отношении руководителя маслосырзавода не способствовало решению проблемы. Как главный санитарный врач района, я вынужден был обратиться в районный комитет партии, и данный вопрос был рассмотрен в Амурсокм сельсовете. Работа завода была приостановлена на 3 суток. В район срочно прибыл для оказания помощи директор Майминского маслосырзавода Э.Фоль. В последующем в течение года были созданы подземные очистные сооружения.
В последние годы своей профессиональной деятельности я работал в Усть-Коксинском районе. Работу санитарной службы охарактеризую одним примером – 1 административный штраф за 2004 год. И только во взаимодействии с местными органами власти удалось несколько улучшить санитарно-эпидемиологическую обстановку в районе.
Очень важно в последующие годы деятельности санитарной службы в Республике Алтай помнить ее руководителям о важности профилактических мероприятий, предупреждении инфекционных болезней и другой патологии.
То, что сделал – останется на виду, сейчас я живу лучше, чем когда-либо, и вот почему. Несмотря на то, что пришлось похоронить жену, маму, братьев, осталась семья, у меня есть внуки, дочь. Светлана – это воплощение всего самого лучшего, что есть в человеке, я уже не говорю о внешности, это отдельный вопрос. Это исключительно чуткая, внимательная женщина, способная понимать, найти ответ на любой вопрос, мой единомышленник, мой друг, моя поддержка и опора.