Через Интернет сегодня покупают товары 44 процента наших соотечественников. В основном это одежда, бытовая техника, авиа— и железнодорожные билеты и электроника. Но если интернет-магазины несут ответственность за качество товара, то деятельность агрегаторов с точки зрения защиты прав потребителей до нынешнего года не была урегулирована в российском законодательстве.
Агрегаторы - это компании, которые не являются непосредственно продавцами, но размещают информацию о товарах и услугах и могут непосредственно получать денежные средства от потребителей в счёт их оплаты. Среди таких агрегаторов, например, «Яндекс. Маркет», eBay и, конечно, Aliexpress. Только у последнего число постоянных покупателей достигает 100 миллионов человек, из которых 20 миллионов — россияне.
29 июля 2018 года подписан Федеральный закон от № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», расширяющий сферу правового регулирования отношений с участием потребителей за счет её распространения на деятельность тех хозяйствующих субъектов, которые получили законодательное определение «владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (владелец агрегатора)».
Закон вступает в силу с 1 января 2019 года. С этого времени владельцы агрегаторов, предоставившие покупателям недостоверную информацию, будут нести ответственность за убытки, причинённые потребителям товаров или услуг.
Закон обязывает агрегаторов публиковать на своём сайте информацию о себе и продавце товара, а также извещать потребителя о любых изменениях этой информации. В свою очередь, продавцы должны будут сообщать владельцам агрегаторов достоверную информацию о себе и размещать её на своих страничках в Интернете. В случае изменения этих данных они будут информировать владельца ресурса в течение суток, чтобы он внёс изменения на свой сайт — также в течение суток.
Если гражданин приобрёл некачественный товар на основании сведений, предоставленных агрегатором, то владелец электронной торговой площадки обязан будет вернуть ему уплаченные деньги.
Законодательный акт, еще на стадии законопроекта успевший получить «народное название» «закон об агрегаторах», стал реальным свидетельством практической имплементации в российскую юрисдикцию тех положений обновленных Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для защиты потребителей, согласно которым (пункт 63) «государствам-членам следует прилагать усилия в целях укрепления доверия потребителей к электронной торговле, постоянно повышая прозрачность и эффективность своей политики в области защиты интересов потребителей и обеспечивая, чтобы уровень защиты интересов потребителей в области электронной торговли был не ниже того, который обеспечивается применительно к другим формам торговли». Кроме того, это один из этапных шагов в деле реализации утвержденной Правительством Российской Федерации в 2017 году Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года.