Специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в рамках Европейской недели качества 8 ноября проведен профилактический рейд по предприятиям общепита и точкам продажи шаурмы, куры-гриль в Горно-Алтайске. Проведение такого мероприятия вызвано тем, что в последнее время в средствах массовой информации появляются сообщения из различных регионов России о грубых нарушениях требований технических регламентов, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а так же защиты прав потребителей в подобных предприятиях.
В ходе профилактического мероприятия выявлены многочисленные нарушения. Установлено, что в предприятиях, изготавливающих пищевую продукцию, отсутствует водопровод и канализация, персонал имеет неполный комплект спецодежды, нет информации о принадлежности торговых точек, прилегающая территория захламлена. Ни в одном из предприятий, реализующих готовую продукцию собственного изготовления на вынос представителям Роспотребнадзора не представили документы, подтверждающие качество и безопасность приготовленных блюд (декларации о соответствии), что нарушает ст. 21, ст. 23 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и квалифицируется по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ (нарушение требований техрегламентов, создавшее угрозу причинения вреда здоровью граждан).
Со всеми руководителями предприятий представители Роспотребнадзора проведены беседы, однако некоторые представители бизнеса не согласились с данным замечанием. Предприниматели предупреждены об ответственности, устранение нарушений находится на контроле.
По этому поводу разъясняем.
Если предприятие общественного питания продает блюда собственного изготовления "на вынос" не в обеденном зале, а, например, через окошко на улице, то именно на эту "часть" еды руководство должно оформить декларации о соответствии, хотя те же самые блюда в обеденном зале в декларациях соответствия не нуждаются. Необходимо отметить, что в большинстве предприятий общественного питания, помимо традиционного обеденного зала со столиками можно купить любые блюда из меню на вынос.
Между тем, требования ст. 21, ст. 23 упомянутого Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" предписывают, что любая пищевая продукция, которая обращается на территории союза, подлежит декларированию соответствия;
- однако ч. 3 той же ст. 21 ТР ТС 021/2011 исключает общепит из этого общего правила: подтверждение соответствия пищевой продукции предприятий общественного питания, предназначенной для реализации при оказании услуг, а также процессов её реализации проводится в форме госнадзора за соблюдением требований к пищевой продукции. Следовательно, получать декларацию на еду ресторанного изготовления не нужно (это и физически почти нереализуемо), за ее качеством следят надзорные органы, в первую очередь, Роспотребнадзор. Однако арбитражные суды всех уровней усмотрели в действиях предприятий нарушение требований о декларировании, а именно:
- ТР ТС 021/2011 требует декларирования соответствия от всей выпускаемой в обращение на территории союза пищевой продукции. При этом продукция, не соответствующая требованиям ТР ТС, подлежит изъятию из обращения;
- при этом, действительно, согласно ч. 3 ст. 21 ТР ТС 021/2011, оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции предприятий общепита, предназначенной для реализации при оказании услуг, проводится в форме государственного надзора;
- однако это касается только той пищевой продукции, которая реализуется при оказании услуг общественного питания. А согласно п. 3.1 ГОСТ 31984-2012 "Услуги общественного питания" под таковыми понимается деятельность по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах. А услуга по реализации общепитовской еды через столы заказов, буфеты, окна раздачи - согласно п. 4.5 этого же ГОСТ - названа услугой по реализации продукции общепита, а не услугой общепита как таковой;
- наконец, услуги общепита - согласно Правил оказания услуг общепита, утв. постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036, и ГОСТ 30389-2013 "Услуги общепита. Предприятия общепита", - оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания. Следовательно, при реализации еды через окна выдачи, с недоступной обеденной зоной, - у закусочной отсутствуют установленные минимальные требования к предприятиям быстрого обслуживания;
- и главное: посетитель "традиционного общепита" начинает потреблять блюда в сокращенное время их годности - в течение 1-2 часов, что позволяет говорить о безопасности пищи. А вот еду, которую покупатель купил в окне, он съест не сразу же, а по истечении неопределенного времени. Значит, это уже пищевая продукция, на которую изготовителю необходимо устанавливать срок годности, его обосновывать, проводить необходимые исследования, а также испытания пищевой продукции для оценки условий ее хранения после приобретения и потребления;
- таким образом, закусочная - поскольку она реализует свои гамбургеры через окна выдачи - осуществляет реализацию продукции общепита, не оказывая в это время услуги общепита, а значит, должна иметь декларации о соответствии на реализуемую продукцию общепита собственного производства. С судебной практикой можно ознакомиться по следующим ссылкам.
Постановление АС Московского округа от 3 октября 2018 г. N Ф05-15049/18
Постановление АС Московского округа от 10 октября 2018 г. N Ф05-13968/2018