В соответствии с утвержденным Планом в рамках проведения Всемирного дня защиты прав потребителей, проходящего под девизом « Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными», Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай организован и проведен комплекс мероприятий, основной целью которых было повышение потребительской грамотности населения региона
Роспотребнадзором разработан проект распоряжения, который утвержден Правительством Республики Алтай о проведении мероприятий, посвященных Всемирному дню защиты прав потребителей, с привлечением министерств и ведомств республики.
Распоряжение Правительства и план мероприятий с информацией об утвержденном девизе Всемирного дня защиты прав потребителей размещены на официальном сайте Управления, где также размещалась информация о обо се мероприятиях, посвященных этому дню и по другим актуальным вопросам в сфере защиты прав потребителей.
На здании Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай установлен баннер о Всемирном дне защиты прав потребителей.
Управлением подготовлен информационный видеоролик «Потребитель, а ты знаешь свои права?», который транслировался 14-15 марта на центральной площади г. Горно-Алтайска, а также на экранах, установленных в поликлиниках региона.
20 марта в конференц-зале Роспотребнадзора по Республике Алтай проведен круглый стол «Защита прав потребителей в сфере электронной коммерции. Проблемы защиты прав потребителей по сделкам, совершенным в сети Интернет» с участием представителей Роскомнадзора, «Почта России», МВД, представителей Интернет-магазинов, потребителей. Рассмотрев и обсудив основные проблемы потребителей в эпоху цифровой экономики, сложившиеся в Республике Алтай при продаже товаров дистанционным способом, участники «круглого стола» приняли резолюцию.
21 марта 2018 г. в Майминском районе проведена конференция с предпринимателями «О повышении социальной ответственности бизнеса в условиях снижения административной нагрузки на бизнес».
В крупных торговых центрах региона «Мария-Ра», «Аникс», «Холди Дискаунтер» в районах республики работали выездные общественные приемные. За время работы общественных приемных за консультациями к специалистам обратились 420 человек.
Потребителей интересовали вопросы качества продуктов питания, несоответствия цен на ценниках и при расчете, дополнительного страхования жизни при заключении договора ОСАГО, оказания услуг перевозки, ремонта технически сложных товаров, порядка возврата некачественного товара, оказания услуг ЖКХ и др. Каждому обратившемуся специалисты дали разъяснения действующего законодательства и пояснили алгоритм действий в каждой конкретной ситуации. Кроме этого, всем потребителям были вручены памятки и буклеты по актуальным вопросам защиты потребительских прав и основам здорового питания.
Специалистами Роспотребнадзора проведены лекции, классные часы, открытые уроки в образовательных учреждениях Республики Алтай (в школах республики, Горно-Алтайском политехническом колледже, в Горно-Алтайском Государственном университете).
В семинарах приняли участие 1185 учеников и преподавателей. Наибольшее количество вопросов поступило по темам оказания финансовых услуг (кредитные карты, потребительский кредит), а также действий потребителя при обнаружении недостатков в технически-сложном товаре по истечении 15 дней со дня покупки, приобретения товаров дистанционным способом.
В ходе уроков со школьниками на конкретных примерах подросткам доступно разъяснено, как работает в реальности основной закон, защищающий права потребителя, как потребитель может самостоятельно восстановить нарушенное право и какое место в защите прав потребителей отведено Роспотребнадзору. Для ознакомления школьникам был представлен наглядный материал: как оформить претензию к продавцу (исполнителю), памятки по дистанционной торговле, продажи товаров, оказанию туристических, коммунальных, финансовых услуг, учащимся даны разъяснения по вопросам дистанционной торговли и о том, что делать, если придется столкнуться с Интернет-мошенниками.
Специалистами Роспотребнадзора по Республике Алтай разработаны и распространены 17 видов памяток по дистанционной торговле, по вопросам оказания туристических услуг, бытовых услуг, а также среди населения распространены информационные материалы (памятки, буклеты) по наиболее актуальным темам для потребителей, связанным с вопросами защиты их прав. Общее количество распространённых информационных материалов (памятки, листовки, буклеты) 3200 экземпляров.
Проведено 12 тематических «Горячих линий» по вопросам защиты прав потребителей, в ежедневном режиме работала «Общественная приемная». В марте в приемную обратилось 286 человек.
В день защиты прав потребителей в прямом эфире «Радио Сибирь» специалисты Управления Роспотребнадзора и Консультационного центра Центра гигиены и эпидемиологии по Республике Алтай ответили на вопросы радиослушателей.
Тематика вопросов была весьма разнообразной, от приобретения некачественных товаров, обмена товара надлежащего качества, проведения гарантийного ремонта, до вопросов приобретения товаров в Интернет-магазинах.
«Прямой эфир» ещё раз показал, что в регионе становиться всё больше активных и неравнодушных жителей, которые желают не только знать свои права, но и стремятся научиться их защищать.
Сотрудниками службы организован телерепортаж, посвященный тематике Всемирного дня защиты прав потребителей 4 выступления на радио, подготовлено 34 материала для печатных изданий. На официальном сайте Управления и Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай размещено 22 материала.
В рамках Всемирного Дня защиты прав потребителей и в целях повышения правовой грамотности населения, защиты законных интересов потребителей, специалисты консультационного центра совместно с сотрудниками Управления Роспотребнадзора провели обучение специалистов социальных служб города Горно-Алтайска по вопросам защиты прав потребителей. Участникам встречи даны рекомендации по решению вопросов с продавцами в случае приобретения некачественных непродовольственных товаров, при оказании бытовых, дистанционной продаже, финансовых, жилищно-коммунальных услуг, по составлению претензий к продавцам. Всем собравшимся вручены памятки и буклеты о действиях в различных жизненных ситуациях, приведены образцы претензионных и исковых заявлений.
В Консультационном центре и пунктов по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» оформлены стенды с актуальной информацией по тематике Всемирного дня защиты прав потребителей.
В Национальной библиотеке Республики Алтай им. Чевалкова, в Городской библиотеке г. Горно-Алтайска и районных библиотеках Республики Алтай оформлены уголки для потребителей по вопросам защиты их прав, где размещена информация, посвященная, Всемирному дню защиты прав потребителей: «Потребительские права в цифровую эпоху!», «Понятие «продажи товаров дистанционным способом», «Право на предоставление информации до заключения договора купли-продажи дистанционным способом», «Право на предоставление информации в момент доставки товара», «Право потребителя отказаться от товара приобретенного дистанционным способом», «Возврат товара ненадлежащего качества при дистанционной покупке», «Защита прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом осуществляется», «Отказ от товара ненадлежащего качества приобретенного в Интернет-магазине», «Основные права при доставке товара от продавца до потребителя», «Особенности продажи товаров через Интернет», «Потребитель должен быть защищен от недобросовестных производителей и продавцов», «Как потребителю защитить свои права. Конкретная ситуация», «Права потребителя в интерне-магазине».
В Национальной библиотеке Республики Алтай им. Чевалкова проведена лекция со студентами и преподавателями Экономического колледжа г. Горно-Алтайска на тему «Дистанционная торговля». Лекция проведена с целью пропаганды защиты прав потребителей, в том числе при продаже товаров дистанционным способом. В ходе встречи, обсуждались вопросы защиты прав потребителей при покупке товаров в Интернет-магазине, выполнения работ, оказания услуг ненадлежащего качества, продажа технически сложных товаров ненадлежащего качества.
Проведено анкетирование граждан по теме: «Защита прав потребителей в Интернет-магазинех». Опрошено 225 человек, в возрасте от 16 до 66 лет. Исследовано мнение респондентов относительно качества обслуживания в Интернет-магазинах.
Проведено анкетирование граждан по теме: «Защита прав потребителей финансовых услуг». Опрошено 82 человека, в возрасте от 16 до 66 лет. Анкетирование проводилось с целью оценки правовой информированности жителей Республики Алтай по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг, определения уровня правовой грамотности населения, а также исследование их мнения относительно качества предоставления услуг кредитными организациями.
В рамках проведения Всемирного дня защиты прав потребителей Консультационным центом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» проведен конкурс-кроссворд «Изучает Закон о защите прав потребителе!». Конкурс был размещен на сайтах Роспотребнадзора РА, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» и в СМИ. По итогам конкурса определены победители, первыми приславшими ответы на кроссворд.
Проведен конкурс детских рисунков в номинациях «Интернет-магазин 22 века», Покупатель будущего». Цель конкурса - формирование потребительской культуры детей и повышение уровня правовой грамотности учащихся общеобразовательных учреждений. Конкурс был размещен на сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» и в СМИ. По итогам конкурса определены победители в каждой номинации, которые награждены ценными подарками.
Мероприятия, посвященные Всемирному дню защиты прав потребителей, проводились также Министерством образования и науки Республики Алтай, Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай, Министерством здравоохранения Республики Алтай, Министерством культуры Республики Алтай, Государственной жилищной инспекцией Республики Алтай, органами местного самоуправления, Региональной общественной организацией «Общество защиты прав потребителей».