05.03.2018

До наступления Всемирного дня прав потребителей, который проводится ежегодно 15 марта начиная с 1983 года, а с 1994 года широко отмечается и в Российской Федерации, осталось менее двух недель. Напомним, что в 2018 году он проходит под девизом «Making digital marketplaces fairer» - «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». Уже второй год подряд внимание общественности и профессиональных защитников прав потребителей обращено к проблемам трансформации традиционных рынков в цифровые. Так, в 2017 году Международная Федерация потребительских организаций (Consumers International - CI) определила девизом Всемирного дня прав потребителей слоган «Consumer Rights in the Digital Age» - «Потребительские права в цифровую эпоху». 
Роспотребнадзор поддерживает указанный выбор CI и напоминает, что в 2017 году в России принят ряд стратегически важных нормативных документов, направленных на защиту интересов онлайн-потребителей. 
В мае 2017 года Указом Президента Российской Федерации принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, которая направлена на повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности потребителей, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также степени безопасности как внутри страны, так и за ее пределами. 
В развитие указанной Стратегии в июле 2017 года Правительством Российской Федерации принята Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», определившая необходимость совершенствования в 2018-2019 году правового регулирования в сфере защиты прав потребителей в условиях развивающейся экономики нового типа. Роспотребнадзор будет активно участвовать в этой работе, отстаивая интересы российских потребителей. Уже в ближайшем будущем должны появиться правовые основы для формирования онлайн-площадок по досудебному рассмотрению потребительских споров, что, безусловно, позволит снизить количество судебных исков, которые подают потребители. 
В августе 2017 года распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. В рамках долгосрочного документа стратегического планирования впервые предусмотрено, что к числу приоритетных направлений государственной политики в указанной области относится защита потребителей в сфере электронной торговли, названы основные проблемы потребителей в эпоху цифровой экономики над решением которых в настоящее время работает Роспотребнадзор. 
Так, например, уже в ближайшее время ожидается принятие так называемого «закона об агрегаторах», который разрабатывается в целях установления для потребителей дополнительных гарантий того, что информация о приобретаемом товаре или услуге, а также о продавце или исполнителе будет представлена покупателю в полном объеме и без искажения на электронных торговых площадках (маркетплейсах). Ждут потребителей и изменения в части предоставления специализированных электронных сервисов, о которых будет рассказано в самое ближайшее время.