Потребители нередко сталкиваются с фактами некачественного оказания услуг при ремонте автотранспорта в автосервисах. Как же правильно оформлять заказ на ремонт автомобиля, чтобы иметь законные основания для отстаивания своих потребительских прав?
Базисом правоотношений потребителя и исполнителя услуг является договор на ремонт автомобиля (заказ-наряд), необходимо понимать, как правильно такой договор составлять. После сдачи машины в мастерскую на руках у заказчика должно остаться два документа: заказ-наряд и приемо-сдаточный акт. Причем, приемосдаточный акт является в каком-то смысле даже более важным документом. В нем отображаются такие позиции, как марка транспортного средства, номера кузова и двигателя, описывается комплектность автомобиля (наличие запаски, магнитолы, аптечки), указывается также количество топлива в баке и километраж. Помимо прочего в акте должны быть отображены сведения о внешнем состоянии автомобиля: вмятины, царапины, сколы на лобовом стекле и фарах. Как показывает практика, довольно часто возникают конфликтные ситуации между заказчиком и автосервисом из-за того, что машина сдается абсолютно целая, а после проведения ремонта на авто вдруг появляются царапины и вмятины.
Договор в обязательном порядке заключается в письменной форме (обычно в виде заказа-наряда) и должен содержать следующие сведения:
- фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) организации - исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
- фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
- дата приема заказа, сроки его исполнения (в случае если оказание услуг (выполнение работ) осуществляется по частям в течение срока действия договора, в договоре должны быть соответственно предусмотрены сроки (периоды) оказания таких услуг (выполнения таких работ));
- цена оказываемой услуги (выполняемой работы), а также порядок ее оплаты;
- марка, модель автомототранспортного средства, государственный номерной знак, номера основных агрегатов;
- цена автомототранспортного средства, определяемая по соглашению сторон;
- перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество;
- перечень запасных частей и материалов, предоставленных потребителем;
- гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены;
- должность, фамилия, имя, отчество лица, принимающего заказ (оформляющего договор), его подпись, а также подпись потребителя;
- другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ).
Следует помнить, что исполнитель заключает договор на ремонт автотранспортного средства только при наличии у потребителя документа, удостоверяющего личность, а также документов, подтверждающих право собственности на автотранспортное средство. Если же потребитель не является собственником автотранспортного средства, то он предъявляет доверенность, подтверждающую право на эксплуатацию автомобиля.
В случае, если ремонт не может быть осуществлен в присутствии потребителя, и он оставляет автомобиль у исполнителя, то в обязательном порядке составляется приемосдаточный акт, в котором указываются комплектность автомобиля и видимые наружные повреждения и дефекты, сведения о предоставлении потребителем запасных частей и материалов с указанием их точного наименования, описания и цены. Исполнитель выполняет только те работы по ремонту автомобиля, которые согласованы с потребителем и указаны в договоре. Оказывать дополнительные услуги, не согласованные с потребителем, и требовать их оплаты исполнитель не вправе.
Цена и порядок оплаты оказываемых услуг по ремонту автотранспортного средства определяется договором. Допускается составление сметы работ по требованию одной из сторон.
Потребитель вправе присутствовать при выполнении работ в производственных помещениях при условии соблюдения требований техники безопасности. Исполнитель обязан оказать услуги (выполнить работы) в сроки, указанные в договоре. В случае нарушения указанного срока исполнителем, потребитель вправе по своему выбору:
- назначить исполнителю новый срок;
- потребовать уменьшения цены оказываемой услуги;
- отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной по договору суммы в полном объеме.
За нарушение сроков оказания услуги (выполнения работы) исполнитель несет ответственность в виде неустойки в размере 3% за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки от цены заказа.
Заказчик должен при приеме результата работ в присутствии исполнителя осмотреть ТС и при обнаружении явных дефектов незамедлительно оповестить исполнителя. Все недостатки должны быть включены в акт приема. Если этого не сделано, то исполнитель, то есть автосервис, освобождается от ответственности за явные недостатки, которые могли быть обнаружены при приемке.
Уважаемые потребители! В случае нарушения Ваших прав обращайтесь по телефону «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай: 6-42-41, либо в Общественную приемную Управления по адресу: г.Горно-Алтайск пр. Коммунистический,173.