В 2016 году продолжалась работа по совершенствованию федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, реализации планов и программ взаимодействия с гражданским обществом в сфере защиты прав потребителей. За 2016 года в отдел защиты прав потребителей поступило 220 письменных обращений граждан о нарушении их прав. За консультацией в Управление обратилось 1018 потребителей. Специалистами оказана помощь потребителям в составлении 532 претензий.
С целью урегулирования возникших споров по вопросам защиты прав потребителей в судебном порядке специалистами подготовлено исковых заявлений в защиту конкретного потребителя 72, в т.ч. заключено 3 мировых соглашений в суде. Удовлетворено 55 исковых заявлений, 4 потребителям отказано, так как результаты экспертизы не в пользу потребителя, в производстве судов находится 13 исковых заявлений. Исковые требования потребителей удовлетворены на сумму 2 792.817.49 рублей. Специалистами Управления дано 68 заключений по делам в судах по искам потребителей к хозяйствующим субъектам.
В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей подано и рассмотрено 8 исков (ненадлежащие коммунальные услуги, ненадлежащие услуги бытового обслуживания. право потребителей на информацию);
Специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в 2016 году проведены 162 проверки и административных расследования по соблюдению законодательства в области защиты прав потребителей, из них 7,8% плановых мероприятий.
По результатам проведенных плановых проверок нарушения выявлены- 54%; внеплановых проверок – 85%.
Из общего количества выявленных нарушений 68% приходится на нарушение требований Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», 19% - нарушения иных законов и нормативных правовых актов Российской.
Всего по результатам проверок выявлено 599 нарушений потребительского законодательства, таким образом, в ходе 1 проверки в среднем было выявлено 3,7 нарушения.
Ввиду активного информационно - технического развития все более широкое распространение приобретает сфера «электронная коммерция». На сегодняшний день нормативного определения данному понятию не дано, однако в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» под электронной коммерцией понимают, в том числе и электронную розничную торговлю, то есть деятельность по продаже потребителям товаров дистанционным способом.
За отчетный период в Управление обратилось за консультацией 32 потребителя, которым даны разъяснения действующего законодательства и оказана помощь при составлении претензионный материалов. 12 потребителям были удовлетворены требования в досудебном порядке. По двум материалам были приняты решения суда в пользу потребителей на сумму 72,0 тыс. руб.
В текущем году дважды удовлетворены исковые требования Управления от круга неопределенных лиц о признании информации, распространяемой посредствам сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, это связано с реализацией алкогольной продукции.
В Управление от туристов поступило 40 обращений, в том числе 8 письменных. Проведено 5 проверок по обращениям, выявлено 27 нарушений. Составлено 7 протоколов об административном правонарушении, в том числе по статьям КоАП РФ: ч. 1 ст. 14.4 – 4, ч.2 ст. 14.8 – 5.
Дано заключение по делу по возмещению денежных средств за невылет в Египет, в результате рассмотрения потребителю присуждено 220 тыс. рублей, в том числе компенсация морального вреда 5 тысяч рублей, неустойка 80 тысяч рублей.
В целях предупреждения нарушений потребителей в сфере туризма, специалисты Управления приняли участие в семинаре с руководителями турбизнеса. Проведены выездные общественные приемные, принимали участие в совещаниях в муниципальных образованиях районов.
В преддверии массового туристского сезона, в целях предотвращения нарушения санитарного законодательства и в сфере защиты прав потребителей, улучшения качества обслуживания туристов и отдыхающих специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай совместно с представителями муниципалитетов проведено 7 рейдовых мероприятий по объектам придорожного сервиса Майминского, Чемальского, Шебалинского и Чойского районов.
В рамках информирования населения по вопросам защиты прав потребителей, в том числе повышения финансовой грамотности, проведены лекции, классные часы, открытые уроки в образовательных учреждениях Республики Алтай (в школах республики, Горно-Алтайском колледже строительной индустрии и сервиса им. М.З. Гнездилова, Горно-Алтайском Государственном университете). Так же были даны консультации студентам и сотрудникам ГАГУ в юридической клинике. Проведены «Уроки правовой грамотности по финансовым услугам» с учителями и учащимися старших классов г. Горно-Алтайска, Шебалинской средней школы, школах Кош-Агачского, Онгудайского и Усть-Коксинского районов. Приняли участие в семинаре с руководителями турбизнеса. Проведены выездные общественные приемные, принимали участие в совещаниях в муниципальных образованиях районов.
В направлении защиты прав потребителей финансовых услуг за консультацией и для получения правовой оценки конфликтной ситуации к специалистам Управления обратились 54 потребителя, 14 из них в письменной форме. Всем обратившимся даны разъяснения законодательства и оказана помощь в составлении претензий.
В целях повышения финансовой грамотности потребителей проведены лекции, классные часы, открытые уроки в образовательных учреждениях Республики Алтай (в школах республики, Горно-Алтайском колледже строительной индустрии и сервиса им. М.З. Гнездилова, Горно-Алтайском Государственном университете). Также были даны консультации студентам и сотрудникам ГАГУ в юридической клинике. Проведены «Уроки правовой грамотности по финансовым услугам» с учителями и учащимися старших классов г. Горно-Алтайска, Шебалинской средней школы, школах Кош-Агачского, Онгудайского и Усть-Коксинского районов. Специалисты Управления приняли участие при проведении совещания в Национальном банке Республики Алтай Сибирского главного управления Центрального РФ по контролю и надзору по деятельности микрофинансовых организаций, действующих на территории Республики Алтай.
На оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом ненадлежащего качества поступило 79 обращений потребителей (из них 69 – устных и 10 - письменных).
В основном потребители жаловались: на отсутствие необходимой и достоверной информации в салонах автобусов, осуществляющих регулярные перевозки, на грубость и хамство со стороны кондукторов автобусов, на отсутствие в салоне легкового такси визитной карточки водителя с фотографией, на завышение цен водителями легкового такси; на курение и разговор по сотовому телефону водителей во время движения автобуса, на нарушение графиков движения автобусов, на не остановку автобусов на остановочных пунктах «По требованию», на отсутствие разменной монеты у кондукторов, на высадку ребенка из автобуса в мороз.
Всем потребителям, обратившимся в Управление, даны разъяснения действующего законодательства, оказана помощь в составлении претензии на имя исполнителя.
С целью повышения грамотности потребителя специалистами Управления постоянно проводятся профилактические мероприятия. С перевозчиками, как автобусов так и легкового такси проводятся совещания. По предотвращению курения водителей и кондукторов на рабочем месте специалистами проводятся рейды, совместно с Администрацией г. Горно-Алтайска и Министерства регионального развития РА.
Проводились профилактические рейды в предприятиях торговли по недопущению в реализацию некачественных продуктов, по реализации топлива населению, по недопущению на потребительском рынке стеклоомывающей жидкости, по меховым изделиям, по соблюдения 15-ФЗ «"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Проводимые специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай позволяют повышать потребительскую грамотность населения региона, предупреждать нарушений законодательства о защите прав потребителей, а также пресекать нарушения прав потребителей.
Указанная деятельность специалистов Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай будет продолжена и в дальнейшем.