16.03.2016

Защита прав  и законных  потребителей только через реализацию контрольно-надзорных функций не обеспечивает полноценного эффективного предупреждения нарушения прав потребителей. В связи с этим, важнейшим направлением деятельности всех составляющих национальной системы защиты прав потребителей является применение мер превентивного характера, направленных, в первую очередь, на повышение правовой грамотности и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.

Важным индикатором в оценке работы и источником информации для принятия решений являются обращения граждан. За 12 месяцев 2015 года в общественную приемную, на горячую линию Роспотребнадзора по Республике Алтай, Консультационный центр Центра гигиены и эпидемиологии в РА по вопросам защиты прав потребителей обратились 3041 потребитель.

Структура обращений на нарушение прав потребителей выглядит следующим образом: нарушение прав потребителей при  реализации товаров непродовольственного ассортимента – 41%, продовольственных товаров – 11%, нарушение прав потребителей при  оказании услуг общественного питания – 2,3%, при бытовом обслуживании – 9,5%, при оказании транспортных услуг – 3,0 %,услуг связи – 1,3%, финансовых услуг- 4,4%,  жилищно-коммунальных услуг – 6,1%, медицинских услуг – 2,2%.

В результате рассмотрения обращений  специалистами Роспотребнадзора применяются различные меры: оформляются претензии продавцам (исполнителям), проводятся административные расследования, проверки, за выявленные нарушения продавцы  (исполнители) привлекаются  к административной ответственности. В 2015 году при рассмотрении обращений потребителям в досудебном порядке возвращено 4,3 млн. рублей за некачественные товары ( в том числе и  неустойка).

С целью урегулирования возникших споров по вопросам защиты прав потребителей в судебном порядке за 2015 год  специалистами подготовлены 77 исковых заявлений для потребителей на сумму 2 069400.00 рублей, из которых большая часть по вопросам продажи технически-сложных товаров (29), по вопросам оказания бытовых услуг,  установке пластиковых окон и иных видов работ (16), изготовлению мебели на заказ (10) и др.

71 исковой материал рассмотрен, удовлетворено 64 иска на сумму 4 790002.00 рубля, из них – 3 252192.00 рубля по материальным требованиям, 941268.00 рублей - неустойка, за неисполнение требований потребителей, и нарушение сроков исполнения требований потребителей, 76500.00 рублей  - компенсировано в качестве морального вреда, и 520042.00 рубля взыскано штрафа, в пользу потребителей, в рамках статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» №2300.

С учетом общественной значимости института защиты прав и законных интересов неопределенного круга потребителей в рамках возложенных на Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай полномочий (с.т.40,44,45 Закона «О Защите прав потребителей», ст. 46ГПК РФ) в 2015 году   Управлением активно использовался указанный механизм защиты прав, подано 20 исков, из них в защиту неопределенно круга потребителей 18, в защиту конкретного потребителя  - 2  (о признании противоправными действиями по не предоставлению полной и достоверной информации при реализации непродовольственных товаров, ненадлежащему оказанию бытовых услуг, на услуги общественного питания и предприятия перерабатывающие продукцию, продажа некачественной воды. ( ООО «Континент» с. Кош-Агач,  ООО «Тепловодресурс» с. Шебалино,  ООО «Квант» г. Бийск). Данная мера освобождает конкретных потребителей от обязанности доказывать, что их права были нарушены, что особенно важно для возмещения причиненного материального и морального ущерба.

Наиболее перспективным  видом участия Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти в судебной защите прав потребителей  является дача заключений  по гражданским делам о защите прав потребителей, на основании положений ст. 47 ГПК РФ и ст.40 Закона «О защите прав потребителей». Так, за 2015 год  дано 24 заключение,  при этом сумма присужденных потребителям денежных средств составила   623329,4 тыс. руб. Незначительное снижение связано со спадом активности потребителей в  отстаивании собственных прав.

Анализ обращений граждан показывает,  что основная доля претензионной работы заканчивается положительным результатом в части  удовлетворения основного требования (возврата денежных средств за некачественный товар, оказанную услугу,  изготовление новой вещи и пр.),при этом потребители  из-за имеющейся  практики органов судебной власти не желают использовать предоставленные законом преференции относительно универсальных способов защиты прав потребителей, в частности: право на выбор места предъявления иска, освобождение от уплаты государственной пошлины (ст. 17 Закона «О защите прав потребителей»), взыскание неустойки, размер которой в соответствии с законом «О защите прав потребителей» определен в размере1% для товаров и 3%для работ и услуг (ст.13,23,28,29), убытков(ст.12,13,16),  морального вреда  и штрафа присуждённого в порядке ст. 13 Закона «О защите прав потребителей».

Специалисты Роспотребнадзора по Республике Алтай призывают жителей Республики Алтай активней участвовать в защите своих нарушенных прав, изучать законодательство и не стесняться предъявлять свои требования на получение качественных товаров, работ и услуг исполнителям. В свою очередь, специалисты Роспотребнадзора по Республике  Алтай готовы оказывать потребителям консультационную помощь, а также помощь в составлении претензий в адрес продавцов, исковых заявлений и заключений в судебные инстанции. Общественная приемная и  «горячая линия» Роспотребнадзора по Республике Алтай работают ежедневно по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00. Адрес общественной приемной: 649000, Респбублика Алтай, г.Горно-Алтайск, пр.Коммунистический, 173, телефон: (38822)64241. Адрса и телефоны общественных приемных в районах республики можно найти на нашем сайте в разделе: «Об управлении»/ «территориальные отделы».