Потребитель пожаловался в Роспотребнадзор, что при оказании услуг кредитования вещей под залог ООО «Республиканский ломбард плюс» нарушил его права. Сотрудники ломбарда продали заложенную потребителем вещь в течение льготного месячного срока, при этом залоговый билет не был заполнен надлежащим образом.
Специалистами Управления на основании поступившего обращения в указанном ломбарде проведена внеплановая проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований Закона РФ «О защите прав потребителей» и Федерального закона «О ломбардах».
За выявленные нарушения директор привлечен к административной ответственности в виде штрафа, предусмотренного КоАП РФ. Одновременно юридическому лицу выдано предписание об устранении нарушений, в случае неисполнения требований Предписания материалы будут переданы в суд.
Слово ломбард для многих потребителей ассоциируется со сложной жизненной ситуацией, когда срочно нужны деньги, но взять их не откуда, а также с тем, что постепенно в сознание населения внедряется норма «жизни в долг». Залог вещей в ломбарде получает все более широкое распространение в современной России. В целях профилактики нарушений, связанных с оказанием услуг ломбардов, разъясняем потребителям.
Деятельность ломбардов и предоставляемые ими услуги достаточно жёстко регламентируется. Для регулирования данного вида деятельности принят Федеральный закон от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой является предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарду, запрещается заниматься какой – либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. Предметом залога может быть только движимое имущество, предназначенное для личного потребления.
В соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона «О ломбардах» - договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи. Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа. Договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде. Залоговый билет является бланком строгой отчетности.
На основании ст. 9 Федерального закона гражданин (физическое лицо) - поклажедатель сдает ломбарду на хранение принадлежащую ему вещь, а ломбард обязуется осуществить на возмездной основе хранение принятой вещи. Договор хранения является публичным договором. Существенными условиями договора хранения являются наименование сданной на хранение вещи, сумма ее оценки, срок ее хранения, размер вознаграждения за хранение и порядок его уплаты. Заключение договора хранения удостоверяется выдачей ломбардом поклажедателю именной сохранной квитанции. Другой экземпляр сохранной квитанции остается в ломбарде. Сохранная квитанция является бланком строгой отчетности.
На основании ст. 10 Федерального закона - если заем не был погашен заемщиком в срок, установленный договором займа, ломбард не вправе обратить взыскание на заложенную вещь в течение льготного месячного срока. Днем начала течения льготного месячного срока считается день, следующий за днем возврата займа, указанным в залоговом билете. В течение льготного месячного срока и далее вплоть до дня реализации заложенной вещи ломбард не вправе увеличивать процентную ставку по займу, предусмотренную договором займа, ухудшать условия хранения заложенной вещи, а также взимать плату за ее хранение.
Вместе с тем положениями ст. 12, 13 Федерального закона «О ломбардах» установлено, что по истечении льготного срока, в случае, если заемщик не исполнил обязательство, предусмотренное договором займа, или поклажедатель не востребовал сданную на хранение вещь, такая вещь считается невостребованной. Ломбард вправе обратить взыскание на невостребованные вещи. Заемщик или поклажедатель в любое время до продажи невостребованной вещи вправе прекратить обращение на нее взыскания, исполнив свои обязательства перед ломбардом, определяемые в соответствии с настоящим Федеральным законом.
После продажи невостребованной вещи требования ломбарда к заемщику или поклажедателю погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, недостаточна для их полного удовлетворения. Если после продажи невостребованной вещи сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом оказалась ниже суммы, вырученной при реализации невостребованной вещи, либо суммы ее оценки, ломбард обязан возвратить заемщику или поклажедателю:
1) разницу между суммой оценки невостребованной вещи и суммой обязательств заемщика или поклажедателя в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, не превышает сумму ее оценки;
2) разницу между суммой, вырученной при реализации невостребованной вещи, и суммой обязательств заемщика или поклажедателя в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, превышает сумму ее оценки.
При пользовании услугами ломбардов, потребителю важно знать:
1. Ломбард обязан страховать в пользу заемщика или поклажедателя за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение, на сумму, равную сумме ее оценки. Заложенная или сданная на хранение вещь должна быть застрахована на протяжении всего периода ее нахождения в ломбарде.
2. Не допускается понуждение заемщика или поклажедателя к страхованию вещи, принятой от него в залог или на хранение, за его счет.
3. Ломбард вправе страховать за свой счет иные риски, связанные с вещью, принятой в залог или на хранение.
Уважаемые потребители, если Вы решили воспользоваться услугами ломбарда, помните, что с Вами должны заключить либо договор займа, либо договор хранения.
В случае нарушения ваших прав, как потребителей товаров, работ, услуг, обращайтесь в Роспотребнадзор по Республике Алтай. Специалисты готовы проконсультировать вас по вопросам защиты прав потребителей по будням по телефону: (38822) 64241.