В Управление Роспотребнадзора обратился потребитель с жалобой на действия авиакомпании, не желающей возмещать стоимость испорченного багажа. Возвращаясь с отдыха на море, при получении багажа потребитель обнаружил, что его чемодан поврежден и дальнейшее его использование невозможно. Действуя в соответствии с Воздушным кодексом, потребитель в установленный срок обратился к авиаперевозчику с требованием в добровольном порядке возместить стоимость испорченного чемодана. Не дождавшись от авиакомпании конкретных действий, направленных на восстановление нарушенного права, турист обратился за помощью к специалистам Роспотребнадзора по Республике Алтай, где его проконсультировали и помогли оформить исковое заявление в суд.
При рассмотрении дела в суде представителями Управления было дано заключение по делу, и только после этого авиакомпания добровольно согласилась возместить стоимость багажа, понесенные расходы и моральный вред. В результате судебного разбирательства авиакомпания возместила потребителю неустойку и штраф в размере 50 % от общей присужденной суммы.
Таким образом, благодаря настойчивости и помощи специалистов Роспотребнадзора, еще один житель республики убедился в том, как Закон о защите прав потребителей твердо стоит на страже интересов туристов.
Редкий турист путешествует налегке – практически всегда в дорогу приходиться брать какие-либо вещи, которые нельзя взять с собой на борт самолета. Хотим дать потребителям рекомендации как грамотно действовать при утере или порче багажа при авиаперелёте.
Необходимо помнить, что основным документом, удостоверяющим право путешественника на багаж, является багажная квитанции - часть билета, удостоверяющая прием к перевозке багажа, количество мест и вес-брутто (далее - вес) багажа. Номерная багажная бирка служит для опознавания каждого места зарегистрированного багажа и содержит информацию о фамилии и имени пассажира, номере рейса, дате вылета, аэропорте (пункте) отправления и аэропорте (пункте) назначения, до которого зарегистрированный багаж принят к перевозке, весе места багажа. При оформлении багажа пассажиру выдается часть (отрывной талон) номерной багажной бирки, а другая часть прикрепляется к каждому месту багажа, принятого перевозчиком к перевозке под ответственность перевозчика за сохранность этих вещей с момента их сдачи пассажиром до момента выдачи пассажиру.
В том случае, если Вашего багажа не оказалось на ленте выдачи багажа, необходимо оформить акт об утере и сообщить всю необходимую информацию о себе представителям авиакомпании, так как после регистрации пассажира и оформления багажа обязанности по его сохранности возлагаются на перевозчика. Если вы не получили багаж с багажной ленты, незамедлительно обращайтесь на стойку «Розыск багажа», либо к представителю аэропорта, который должен постоянно находиться в зале выдачи багажа.
Оформляйте письменную претензию. Для этого вам нужен отрывной талон багажной бирки (он приклеен к вашему посадочному талону) и паспорт. В акте об утере багажа подробно описывайте свой чемодан или сумку: цвет, размер, форму, материал, наличие колесиков и ручек. Акт об утере нужно составить в двух экземплярах: один для авиакомпании, другой останется у вас. В акте обязательно должен быть прописан номер заявки, ваши данные, контактные телефоны, адрес. Далее вам остается только постараться успокоиться и ехать домой или в отель.
Максимальный срок поиска чемодана составляет 21 день. Если за это время ваш багаж не нашли, он автоматически считается утерянным. Авиакомпания обязана оплатить вам ущерб. Согласно ст. 119 Воздушного кодекса России, авиакомпания обязана выплатить компенсацию за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности, без объявления ценности, - в размере стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа, в расчет берется только фактический вес чемодана, а не реальная стоимость содержимого. Вес багажа указан на багажном талоне. Если по каким-то причинам чемодан не был взвешен, то автоматически вес оценивается в 35 килограммов. В том случае, если есть чеки на те вещи, что лежали в чемодане, можно потребовать дополнительную компенсацию.
Если зарегистрированный багаж найден, то перевозчик обеспечивает уведомление владельца зарегистрированного багажа и его доставку в аэропорт (пункт), указанный пассажиром, и по просьбе пассажира по указанному им адресу без взимания дополнительной платы.
Зарегистрированный багаж хранится в течение шести месяцев со дня направления владельцу зарегистрированного багажа уведомления о необходимости получения багажа, а в случае, если владелец зарегистрированного багажа не найден - со дня прибытия воздушного судна в аэропорт. В случае неполучения пассажиром зарегистрированного багажа по истечении указанного срока багаж может быть реализован или уничтожен.
К вопросу о том, должны ли вам предоставить вещи первой необходимости. Законодатель не закрепил за авиакомпаниями такой обязанности.
Уважаемые потребители, помните, что в случае возникновения конфликтной ситуации, потребитель обязан обратится в соответствии с "Воздушным кодекс Российской Федерации" к перевозчику, а при необходимости получить консультацию по алгоритму действий в Управлении Роспотребнадзора по Республике Алтай.
Консультацию специалистов можно получить по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00 по телефону: (38822)64241.