В Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай поступило обращение потребителя, которого попросили покинуть автобус, когда у кондуктора не нашлось сдачи с крупной купюры, которой пассажир хотел расплатиться за проезд. Такие обращения в Роспотребнадзор не редки.
В приведенном ниже материале попытаемся дать разъяснения потребителям о действиях в подобной ситуации.
Для начала необходимо знать и понимать, что совершая покупку в магазине или пользуясь услугами общественного транспорта, Вы заключаете публичный договор. Правовая природа подобного договора такова, что ПРОДАВЕЦ обязан заключить договор с каждым, кто к нему обратился (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (ст. 426 ГК РФ). Согласно действующему законодательству, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора допустим лишь: при отсутствии возможности выполнить работу, оказать услугу, продать товар в данный момент (нет товара, специалистов, материала и т.п.); при отсутствии возможности заключить договор на прежних условиях и по прежним ценам, если этому препятствуют обстоятельства непреодолимой силы; при наличии иных уважительных причин.
Отсутствие разменной монеты не может расцениваться как уважительная причина отказа от заключения публичного договора в силу того, что п.3.8.1 письма Минфина России от 30 августа 1993 г. N 104 "Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" устанавливает обязанность Директора (его заместителя, заведующего, дежурного администратора и пр. ответственных лиц) предприятия обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе, в количестве, необходимом для расчетов с покупателями.
Таким образом, неправомерно отказывая в заключении договора, ПРОДАВЕЦ ставит конкретного покупателя в невыгодное положение по отношению к иным покупателям.
Следовательно, отсутствие сдачи, это проблема ПРОДАВЦА, а не покупателя. Между тем, необходимо помнить, что понудить хозяйствующий субъект заключить публичный договор может только суд.
Поэтому, в подобных ситуациях потребителю можно посоветовать заблаговременно позаботиться о наличии мелкой монеты, например, для оплаты услуг перевозки. Если Вы все-таки попали в подобную ситуацию, то, в первую очередь, необходимо сохранять самообладание и вести себя максимально корректно, оставить заявление в книге отзывов и предложений. За защитой своих нарушенных прав потребитель может обратиться с иском в суд, при этом необходимо заблаговременно позаботиться о доказательной базе, подтверждающей факт отказа в заключении договора (видиосъемка, свидетельские показания и т.д.).
В заключение, хотелось бы обратиться к предпринимателям. Будьте внимательны к своим клиентам, не игнорируйте обращения, оставленные в книгах жалоб, ведь из-за халатного отношения к своим обязанностям одного из сотрудников, вы теряете не только «лицо» фирмы, но и прибыль.