01.07.2014

Принятие Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» как уполномоченного органа, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты не только наделяет новыми полномочиями Банк России, но и расширяет правоприменительную базу Роспотребнадзора прав потребителей.

С учетом того, что банковский и другой надзор, осуществляемый Банком России независимо от других федеральных органов государственной власти, имеют узко-специальное назначение, в отличие от федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, осуществляемого Роспотребнадзором на всем потребительском рынке России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти и соответствующими организациями, можно сделать вывод, что указанные органы, реализуя свои полномочия в установленной сфере компетенции будут не только не мешать друг другу, но дополняя друг друга, обеспечивать повышенный уровень эффективности правовой защиты граждан как потребителей соответствующих финансовых услуг.

В любом случае, оба принятых федеральных закона следует рассматривдополнительное бремя на исполнителей финансовых услуг. При этом прямой контроль за соблюдением вновь введенных законных обязательств хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на финансовом рынке как части потребительского рынка, возложен на Банк России как «мегарегулятор» на финансовом рынке, а контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, составной частью которых являются и новые нормативные правовые акты, по-прежнему возложен на Роспотребнадзор.

Указанное означает, что Роспотребнадзор при осуществлении контрольно-надорной деятельности на рассматриваемом направлении будет обосновывать требования к участникам потребительского рынка – исполнителям финансовых услуг, связанных с предоставлением кредитов (займов) гражданам, исходя из положений Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» в их правовой корреспонденции с нормами Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

При этом Роспотребнадзор в соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322, осуществляет свою деятельность, в том числе связанную с федеральным государственным надзором в области защиты прав потребителей, «во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями», в то время как Банк России, изначально представляющий собой юридическое лицо, не входящее в систему федеральных органов исполнительной власти, отличает независимый статус, закрепленный на конституционном уровне (часть 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации).

Именно это обстоятельство, учитывая положения статей 42.1, 44 и 45 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и социальное значение отношений с участием потребителей для государства, позволяет Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека последовательно и системно исполнять также функцию по выработке и реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.

Кроме того, Роспотребнадзор в соответствии с пунктом 6 статьи 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» как орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, вправе давать разъяснения по вопросам отношения в области защиты прав потребителей, что подразумевает среди прочего наличие соответствующей правоприменительной практики, связанной с надзорной деятельностью Роспотребнадзора (его территориальных органов) и осуществлением федерального применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Одновременно наличие у Роспотребнадзора территориальных органов во всех субъектах Российской Федерации, а также прямо предусмотренная возможность осуществлять деятельность в рамках своей компетенции во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, позволяют Роспотребнадзору формировать и реализовывать государственную политику в сфере защиты прав потребителей системно и эффективно, в том числе во взаимодействии с Центральным банком Российской Федерации.

Более подробно – см. «Государственный доклад Защита прав потребителей в 2013 году».