В связи с увеличением количества поступающих обращений потребителей о предоставлении жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества, Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай разъясняет, что рассмотрение таких обращений осуществляется с учетом распределения полномочий между Роспотребнадзором и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений.
Согласно п, 6.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 (ред. от 05.10.2023), Роспотребнадзор вправе пресекать факты нарушения законодательства, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, т.е. исключительно по вопросам, отнесенным к своей компетенции, и только в пределах полномочий, императивно установленных законодательством.
Правоотношения в сфере предоставления коммунальных услуг регулируются специальным законодательством, а именно Жилищным Кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 и др., не регулирующими исполнение государственной функции Роспотребнадзора.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»: если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Вопросы предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов относятся к компетенции органов, осуществляющих государственный жилищный контроль (надзор) в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со ст. 20 ЖК РФ. Согласно ст. 20 ЖК РФ Государственный жилищный надзор осуществляется органами государственного жилищного надзора. Таким органом на территории Республики Алтай является Комитет по контролю (надзору) Республики Алтай.
Исключительной компетенцией Роспотребнадзора в области защиты прав потребителей является: - проверка соответствия договоров нормативно-правовым актам Российской Федерации и недопущения включения договор условий ущемляющих права потребителей (ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей); - предоставление потребителю необходимой и достоверной информации об исполнителе предоставляемой услуги (ст.ст. 8, 9, 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей).
Кроме того, Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей услуг ЖКХ, а также вступать в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай вправе при рассмотрении обращений граждан по вопросам нарушения требований санитарных норм и правил при предоставлении услуг ЖКХ осуществлять проверку соответствия питьевой воды по санитарно-химическим, микробиологическим, вирусологическим, паразитологическим и радиологическим показателям; измерение уровней шума и вибрации создаваемые работой тепловых узлов жилого дома, лифта, компрессоров, холодильного оборудования магазинов, расположенных в жилых домах, механической приточно-вытяжной системы вентиляции; контролирует выполнение дезинфекционных и дератизационных мероприятий, а также содержание контейнерных площадок, мусоропроводов.
По указанным вопросам за консультациями к специалистам Управления можно обращаться по телефону «горячей линии» (38822) 64241.