02.06.2022

С началом активного туристического сезона в Республике Алтай, в Роспотребнадзор участились  звонки и устные обращения потребителей, связанные с оказанием услуг. Так, потребители сообщили, что при посещении предприятия общественного питания в Шебалинском районе с посетителей берут плату за туалет.

Предпринимателю указано на недопустимость нарушений прав потребителей. В результате предприниматель устранил нарушение, теперь посетители кафе при предъявлении кассового чека, подтверждающего оказание услуги общественного питания,   посещают туалет без взимания оплаты.

По данному факту разъясняем.

Кафе и рестораны обязаны выполнять требования санитарного законодательства (в том числе соблюдать требования санитарных правил) и обеспечивать безопасность выполняемых работ и оказываемых услуг для здоровья человека (абз. 2, 4 ст. 11, ч. 1, ст. 17, ч.ч. 3, 4 ст. 39 Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Пунктом 3.7. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к  организации общественного питания населения" установлено: «В целях исключения контактного микробиологического и паразитарного загрязнения пищевой продукции для посетителей и работников предприятий общественного питания должны быть оборудованы отдельные туалеты с раковинами для мытья рук.

Для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается наличие одного туалета для посетителей и персонала с входом, изолированным от производственных и складских помещений.»

В соответствии с минимальными требованиями к предприятиям общественного питания различных типов и классов, приведенными в таблице Б.1  ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания. Общие   требования», в состав помещений ресторанов, баров и кафе  включена туалетная комната с помещением для мытья рук  потребителей, равно  как и  наличие гардероба и вешалки в зале.

Кроме того,  установление платы за пользование туалетом, расположенном в кафе, нарушает требования законодательства в области защиты прав потребителей. Посетитель кафе или ресторана проводит в таком заведении в среднем не менее часа, в связи с чем, по естественным причинам он вынужден пользоваться туалетом. Также посетители объектов общественного питания обычно пользуются раковинами для мытья рук перед и (или) после приема пищи. Взимая плату за пользование туалетом, администрация кафе фактически обуславливает приобретение услуги общественного питания обязательным приобретением другой платной услуги - услуги пользования туалетом, что запрещено (п. 2 ст. 16 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 -   Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме).

Таким образом, взимание платы за посещение туалетов в предприятиях общественного питания незаконно.

Уважаемые потребители, знайте и смелее отстаивайте свои права. По всем возникающим вопросам  обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия специалисты  Роспотребнадзора  готовы  проконсультировать вас,  дать  ответ по  существу, а  при необходимости - принять меры  в рамках  своих полномочий. Телефон для консультаций: (38822) 64241 работает по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00, в пятницу  -  до 16-45.