07.02.2012

 

7 февраля 1992 г. принят Закон РФ  «О защите прав потребителей», который регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, на получение информации о товарах (работах, услугах) и изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Защита прав потребителей является одной из важнейших проблем в современном гражданском праве России.  В условиях рыночной экономики практически каждый гражданин, выступая в роли потребителя товаров, работ и услуг, нуждается в правовой защите своих нарушенных прав.  На заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации 16 января 2012 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев сказал:  «главное, что вытекает из существующей в настоящий момент системы защиты прав потребителей в нашей стране… потребитель должен быть в полной мере защищён от недобросовестных производителей и продавцов»

Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай всесторонне подходит к этой проблеме.  За  2011 года специалистами проведено  690  проверок по контролю в сфере защиты прав потребителей на объектах потребительского рынка, это сферы деятельности: торговля и общественное питание, ЖКХ, бытовые услуги, туристические, гостиничные,  транспортные, финансовые услуги, медицинские услуги, при этом выявлено 2115 нарушений статьей Закона РФ «О защите прав потребителей», За выявленные нарушения возбуждено 745 дел, привлечено к административной ответственности - 891.

Ежегодно в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай обращается порядка 2-3 тысяч потребителей. По всем обращениям принимаются меры, даются консультации и разъяснения. В 2011 году в Управление поступило  627 письменных обращений граждан, по полученным жалобам проведено 216 внеплановых проверок  и 176 административных расследований.

За 2011 год  отделом защиты прав потребителей оформлено 4 иска в защиту конкретного потребителя, 1 в защиту группы потребителей, по всем искам приняты положительные решения, подано в суд  14 исков в защиту неопределенного круга потребителей по жилищно-коммунальным услугам, торговле, бытовым услугам, так же все иски удовлетворены в пользу потребителей.

Выдано  75 заключений по делу в целях защиты прав потребителей (по продаже некачественных непродовольственных товаров, транспортные услуги,  бытовое обслуживание, по финансовым услугам, жилищно-коммунальным услугам), из них судом приняты положительные решения по 56, присуждено денежных средств более 1,5 миллиона из них компенсации морального вреда более 50 тысяч рублей.

Большая работа проводится по информированию граждан. В средствах массовой информации опубликовано 348 материалов по вопросам защиты прав потребителей финансовых, транспортных, туристических, жилищно-коммунальных  услуг, Проведено 36 «горячих линии»  по разной тематике. Разработаны и распространены памятки и буклеты по актуальным направлениям защиты прав потребителей.

Однако, для комплексной защиты прав потребителей необходимо взаимодействие всех ветвей власти. Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай в течение трех лет поднимается вопрос о разработке региональной программы по защите прав потребителей. В настоящее время в Правительстве Республики Алтай рассматривается данный вопрос. К сожалению, до сих пор служба Роспотребнадзора не находит понимания важности этого вопроса в муниципальных образованиях региона, которые самоустранились от защиты своих граждан, от наведения порядка в магазинах и на объектах, оказывающих услуги. Роспотребнадзор считает актуальным рассмотрение вопроса на уровне муниципалитетов о закреплении за специалистами администраций обязанностей по защите потребительских прав.

Роспотребнадзором по Республике Алтай в текущем году работа по профилактике правонарушений, нарушений на потребительском рынке, а также по защите прав потребителей будет продолжена.

Напоминаем, что ежедневно, кроме субботы и воскресенья с 9-00 до 13-00 по адресу: г.Горно-Алтайск, пр.Коммунистический, 173 работает Общественная приемная, куда потребители могут обратиться по вопросам, относящимся к компетенции службы. Горячая линия работает по телефону: (38822)-6-43-84.

Кроме того, можно обратиться в центр консультирования и информирования, который находится по адресу: пр. Коммунистический, 13 тел 2-70-49.