В Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай не иссякает поток обращений от жителей республики на нарушение их потребительских прав. Не секрет что ничто так не приводит в порядок работу нерадивых предпринимателей как удар по карману. Однако административные штрафы, налагаемые федеральным органом, не приносят такого эффекта, как решения по гражданским делам в пользу потребителя. Причина всего этого кроется, в первую очередь, в лояльности законодателя к правонарушителям.
В связи с этим Управление Роспотребнадзора активизировало работу по защите прав потребителей в судах общей юрисдикции. Наиболее яркими примерами являются решения судов в защиту конкретного потребителя. Так, в Управление Роспотребнадзора по РА обратилась гр. Т. с жалобой на ненадлежащее исполнение управляющей компанией обязанности по содержанию в работоспособном состоянии электрических сетей дома, в результате чего гражданину причинен материальный вред в сумме 20000 руб. При этом потребитель, как добросовестная сторона договора, неоднократно направляла претензии в адрес управляющей компании с требованием возместить стоимость утраченного имущества. Отчаявшись найти правду, потребитель обратился в отдел защиты прав потребителей. После анализа представленных документов, специалистами Управления было принято решение о судебной защите потребителя. Решением суда с управляющей компании была взыскана общая сумма 32607,04 руб.
Потребитель Б. оплатив предоплату за пиломатериал, в назначенный в договоре срок его просто не получил. После длительного общения предприниматель все же вернул часть денег, пообещав возвратить остаток в течение месяца. Время шло, а денег все не было. Не дождавшись обещанного, потребитель обратился в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай. Административный орган, учитывая сложившуюся ситуацию, принял решение воспользоваться предоставленным законом правом и подал иск в защиту гражданина. В результате судебного разбирательства с предпринимателя удалось взыскать с учетом неустойки и морального вреда сумму в размере 25000 рублей.
Основной задачей Управления Роспотребнадзора в этой области является защита прав неопределенного круга потребителей. С помощью подобных решений суда уже конкретный гражданин сможет пойти в суд и потребовать, как возмещения имущественного вреда, так и возмещения морального вреда, при этом отпадет необходимость доказывания факта нарушения прав потребителя, т.к. данные решения имеют обязательное значение для судов, рассматривающих иски в защиту прав конкретного потребителя. Наиболее частыми являются нарушения прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации. Так, удовлетворены исковые требования Управления по факту непредоставления потребителям достоверной информации на молочную продукцию в магазине «Юбилейный».
Отрадно, что потребители все чаще стали реализовывать свое право на судебную защиту, требуя не только возмещения материального, но и морального вреда. Только за 8 месяцев 2011 года через консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» было оформлено 81 исковое заявление потребителям, специалистами Управления было выдано 29 заключений в защиту прав потребителя. 95 % дел, оформленных с помощью специалистов Роспотребнадзора, решаются в пользу потребителей.
Надеемся, что такая положительная тенденция благоприятно скажется на потребительском рынке нашего региона, и призываем всех потребителей смелее пользоваться своими правами.