Потребитель пожаловался в Роспотребнадзор по Республике Алтай на нарушение его прав в общественном транспорте при оплате за услугу. Кондуктор автобуса отказалась принять оплату банковской картой, хотя в салоне автобусе и на дверях, через которые осуществляется вход пассажиров, размещена информация «Оплачивайте проезд картами». Мотивируя свой отказ, кондуктор объяснила, что терминал не работает, и потребовала произвести оплату за оказанную услугу посредством наличного расчета.
При изучении представленных объяснений от предпринимателя по факту поступившего обращения Роспотребнадзором выявлены нарушения требований Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992г.
За выявленные нарушения индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об Административных правонарушениях.
Подобные обращения по отказу принимать оплату за оказанную услугу не единичны. В связи с этим специалисты Управления разъясняют, что в соответствии с ч. 1 ст. 16.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 16.1 Закона при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
Административная ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, предусмотрена частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ с наложением штрафных санкций до 50 тысяч рублей.
Для повышения качества обслуживания пассажиров в г. Горно-Алтайске запущена технология оплаты проезда c помощью банковских карт. Необходимо помнить, что для успешного проведения оплаты проезда необходимо иметь активированную, не просроченную банковскую карту и достаточное количество денежных средств на ее счете (не менее стоимости одной поездки). Для оплаты проезда банковской картой не требуется ввод пин-кода или длительное ожидание – операция совершается быстро и безопасно. Оплата проезда в транспорте осуществляется через терминал у кондуктора. Для оплаты проезда достаточно приложить банковскую карту к терминалу кондуктора. Средства спишутся со счета вашей банковской карты автоматически в размере суммы равной стоимости одной поездки.
На основании ст. 426 ГК РФ договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором, то есть перевозчик обязан заключить указанный договор с любым обратившимся к нему лицом. Отсутствие терминала либо нахождение его в нерабочем состоянии не освобождает перевозчика от обязанности заключения договора.
Транспортное средство, предусмотренное для регулярной перевозки пассажиров и багажа при электронной системе оплаты за проезд, должно быть обеспечено работающим терминалом для оплаты пассажирами проезда. Если пассажир использует для оплаты транспортную карту, в которой имеются денежные средства, а в транспортном средстве имеется неисправный терминал, то пассажир не обязан оплачивать проезд за наличный расчет, так как в его транспортной карте имеются денежные средства и от готов оплатить проезд. Обязанность в данном случае об обеспечении всех транспортных средств работающими терминалами при переходе на электронные карты лежит на исполнителе услуг.
Уважаемые потребители! Если, возникли какие либо проблемы, то за консультациями по вопросам защиты прав потребителей обращайтесь в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай. «Горячая линия» работает ежедневно по будням по телефону: (38822)64241 с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00. В пятницу рабочий день сокращен до 16-45.