Потребитель пожаловался в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай на некачественное предоставление услуг легковым такси. В обращении потребитель указал, что таксист не выдал ему квитанцию, подтверждающую оплату, а также на отсутствие необходимой информации для потребителей в салоне легкового такси.
Внеплановая проверки в отношении такси «25555» подтвердила доводы потребителя. Установлено, что таксисты допускают нарушения Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом...
За выявленные нарушения владелец легкового такси привлечен к административной ответственности, ему выдано Предписание об устранении нарушений.
В порядке информации сообщаем, что в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011г. № 69-ФЗ, деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории республики таким уполномоченным органом является отдел Гостехнадзора Министерства сельского хозяйства Республики Алтай. Разрешения выдаются перевозчикам при условии обеспечения соответствующего технического контроля, обслуживания и ремонта, используемых автомобилей, а также прохождения водителем предрейсового медицинского осмотра. Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси.
Заказ может приниматься с использованием любых средств связи. Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ в журнале регистрации и сообщить фрахтователю (потребителю) номер заказа.
По прибытии легкового такси к месту его подачи диспетчер сообщает заказчику местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.
Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется пассажиром. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.
Плата за перевозку может быть фиксированной вне зависимости от фактического пробега автомобиля и времени следования к пункту назначения. Если же плата осуществляется в соответствии с установленными тарифами, то такси обязательно должно быть оборудовано таксометром и рассчитывается в соответствии с его (таксометра) показаниями.
Фрахтовщик выдает пассажиру кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси.
В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.
Багаж перевозится только в багажном отделении с плотно закрытой крышкой.
Легковое такси должно быть оборудовано опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.
На передней панели легкового такси справа от водителя согласно требованиям «Правил» должна размещаться следующая информация:
а) полное или краткое наименование фрахтовщика;
б) условия оплаты за пользование легковым такси;
в) визитная карточка водителя с фотографией;
г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
В легковом такси должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются потребителю по его требованию.
Пассажир, которого не устроило качество перевозки, вправе предъявить требования в соответствии со ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закона №2300-1) и по своему выбору потребовать:
- устранения недостатков услуги в процессе поездки;
- уменьшения цены услуги после обнаружения в ней недостатков или прибытия в пункт назначения;
- возмещения расходов, понесенных в процессе перевозки, по устранению недостатков услуги своими силами или третьими лицами. Также пассажир вправе потребовать возмещения убытков, понесенных им вследствие оказания перевозчиком услуги ненадлежащего качества.
Помимо права на оказание услуг по перевозке надлежащего качества пассажир имеет следующие права:
-право на безопасность оказываемой услуги (ст. 7 Закона №2300-1). В случае, если при перевозке пассажира был причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, исполнитель будет нести имущественную ответственность (ст. 14 Закона №2300-1);
- право на оказание услуги в указанные сроки (ст. 27, 28 Закона «О защите прав потребителей»);
-право на информацию об оказываемой услуге (ст. 8-10 Закона №2300-1).
Транспортный устав обязывает транспортные компании незамедлительно сообщать потребителю информацию о стоимости услуги, о времени прибытия транспорта, стоимости перевоза багажа и пр. Непредставление достоверной информации может привести к тому, что пассажир понесет убытки, и исполнитель обязан не только нести ответственность за непредставление информации, но и возместить пассажиру понесенные убытки.
В случае нарушения прав потребителя – пассажира при оказании услуги по перевозке легковым такси изначально заявителю необходимо направить претензию в письменном виде по месту нахождения перевозчика. Перевозчик обязан рассмотреть предъявленную ему претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии.
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров фрахтования, составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска.
Необходимо помнить, что водитель имеет право отказать в перевозке пассажиров согласно законодательству, в тех случаях, если:
- пассажиры находятся в состоянии алкогольного опьянения;
- имеют неопрятный вид и могут испачкать салон авто;
- если пассажиров больше чем мест в машине;
- если пассажир едет с животными, которые перевозятся неправильно, например, собака без намордника.
Уважаемые потребители! Помните, защитить свои права вы сможете только в том случае, если обратитесь к легальному перевозчику. При заказе легкового такси и заключении договора будьте бдительней, изобилие служб такси позволяет пассажирам выбирать качественное обслуживание и ожидать корректного поведения от таксистов.
Проконсультироваться со специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай по вопросам защиты прав потребителей можно ежедневно по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00 по телефону: (38822)64241.