29.07.2019

Потребитель позавтракал в  кафе  «Шелковый путь»    в  Онгудайском районе, после завтрака зашел в туалет, где с него  потребовали оплату. Гость пояснил, что является клиентом кафе, но это обстоятельство, как оказалось, ни на что не влияет: «Туалет для всех платный».   Возмущенный потребитель пожаловался в Роспотребнадзор.

Специалистами Роспотреюбнадзора проведена проверка указанных в обращении фактов. Доводы потребителя подтвердились. В отношении предпринимателя вынесено предостережение о недопустимости нарушений требований законодательства.

Разъясняем, владельцы объектов общественного питания, взимая плату за пользование туалетом на своих объектах, нарушают  требование п. 6 «Правил оказания услуг общественного питания» о безопасности услуг, согласно которого исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах  обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.  Наличие туалета для посетителей кафе необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Отсутствие туалета (или взимание платы за пользование) может создать угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Требование об оборудовании отдельного  туалета  для посетителей в организациях общественного питания,  изложено в п.3.14 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

Также, в соответствии с минимальными требованиями к предприятиям общественного питания различных типов и классов, приведенными в таблице Б.1  ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания. Общие   требования»,  в состав помещений ресторанов, баров и кафе  включена туалетная комната с помещением для мытья рук  потребителей, равно  как и  наличие гардероба и вешалки в зале, за которые  естественно плата не берется.

Кроме того,  установление платы за пользование туалетом, расположенном в кафе, нарушает требования законодательства в области защиты прав потребителей. Объекты общественного питания относятся к организациям, оказывающим потребителям услуги общественного питания по возмездному договору (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036).  Посетитель кафе или ресторана проводит в таком заведении в среднем не менее часа, в связи с чем, по естественным причинам он вынужден пользоваться туалетом. Также посетители объектов общественного питания обычно пользуются раковинами для мытья рук перед и (или) после приема пищи. Взимая плату за пользование туалетом, администрация кафе фактически обуславливает приобретение услуги общественного питания обязательным приобретением другой платной услуги - услуги пользования туалетом, что запрещено (п. 2 ст. 16 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 -   Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме).

 

Уважаемые потребители, знайте и смелее отстаивайте свои права. По всем возникающим вопросам  обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия специалисты  Роспотребнадзора  готовы  проконсультировать вас,  дать  ответ по  существу, а  при необходимости - принять меры  в рамках  своих полномочий. Телефон для консультаций: (38822) 64241 работает по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00, в пятницу  -  до 16-45.