С Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (за исключением некоторых положений) (далее – Закон № 123-ФЗ) вступил в силу с 3 сентября 2018 года, согласно которому на территории Российской Федерации вводится институт финансового уполномоченного, призванный защищать права граждан в сфере кредитования и на страховом рынке.
Документом также устанавливается порядок досудебного урегулирования споров между финансовыми организациями и их клиентами, а также правовые основы взаимодействия финансового уполномоченного с данными организациями.
Закон направлен на создание на безвозмездной для граждан основе системы досудебного урегулирования споров с финансовыми организациями в ситуациях, когда потребитель и организация не смогли урегулировать спор в претензионном порядке.
Таким образом, за исключением ряда случаев, обращение к финансовому уполномоченному станет обязательной стадией перед обращением в суд.
Финансовый уполномоченный будет рассматривать обращения потребителей как в отношении финансовых организаций, включенных в определенный реестр или перечень, в случаях, если размер требований потребителя о взыскании денежных сумм не превышает 500 тыс. руб., так и если требования потребителя вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления возмещения денежных средств по ОСАГО.
Обращение потребителя должно быть направлено финансовому уполномоченному в пределах срока исковой давности (срок давности по обращениям к омбудсмену – 3 года со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права). В случае истечения данного срока гражданин по-прежнему может восстановить свои нарушенные права через суд.
В своей деятельности финансовый уполномоченный будет рассматривать обращения потребителей кредитных и страховых услуг, микрофинансовых организаций, негосударственных пенсионных фондов (НПФ), услуг ломбардов и кредитных потребительских кооперативов.
Иные финансовые организации смогут взаимодействовать с финансовыми уполномоченными на добровольной основе.
Перечисленные организации будут обязаны взаимодействовать с финансовыми уполномоченными, решения которых будут носить для данных финансовых организаций обязательный характер. В случае неисполнения ими решений финансового уполномоченного потребителю будет выдаваться исполнительный документ (удостоверение) для обращения в службу судебных приставов.
Решение финансового уполномоченного, принятое не в пользу потребителя, не является снованием для его дальнейшего обращения в суд. Финансовая организация также сможет обжаловать решение финансового уполномоченного в суде в случае своего несогласия с ним.
Решением Совета директоров Банка России главным финансовым уполномоченным назначен Воронин Юрий Викторович, вступивший в должность с 3 сентября 2018 года.
Для обеспечения деятельности финансовых уполномоченных будет создана Служба финансовых уполномоченных по правам потребителей услуг финансовых организаций в форме некоммерческого партнерства, высшим органом которой будет Совет.
Омбудсмен при принятии решений независим от непосредственных участников спора, органов государственной власти, Банка России и других организаций и должностных лиц.
Вводить институт финансового уполномоченного будут постепенно:
- с 01.06.2019 г. – для страховых организаций, осуществляющие деятельность по ОСАГО, ДСАГО, страхованию средств наземного транспорта (кроме железнодорожного);
- с 28.11.2019 г. – в отношении страховщиков по иным видам страхования;
- с 2020 г. – для микрофинансовых организаций;
- с 2021 г. – для всех остальных финансовых организаций (кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды).
Обращение финансовому уполномоченному может быть направлено либо в электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного (https://finombudsman.ru), либо письменно на бумажном носителе в адрес финансового уполномоченного: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., дом 3, 8-800-200-0010 (звонок бесплатный по России)
К обращению прилагаются:
- копия заявления в финансовую организацию;
- копия ответа финансовой организации на ваше заявление (при наличии);
- копия договора с финансовой организацией;
- копии иных документов по существу спора;
- документы, подтверждающие полномочия законного представителя (при направлении обращения законным представителем);
- копия платежного документа, подтверждающего внесение платы за рассмотрение финансовым уполномоченным обращения третьих лиц (в случае направления обращения лицом, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации).
Дополнительно информируем, консультации по вопросам соблюдения требований действующего законодательства в области защиты прав потребителей, в том числе при предоставлении финансовых услуг Вы можете получить:
в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай по адресу: г.Горно-Алтайск, пр.Коммунистический, 173, тел. 6-42-41, 6-43-84
Работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.
Используя Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru, каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.