В 2018 году в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай по вопросам защиты прав потребителей обратилось 1536 граждан (в 2017 году – 901), что составило 48,9% от общего количества поступивших заявлений. По результатам рассмотрения обращений заявителям даны разъяснения законодательства и алгоритма действий, в том числе, в случае защиты их нарушенных прав в суде, 54 обращения переадресованы по подведомственности в другие органы, 8 обращений послужили основанием для проведения проверок и административных расследований. В 720 случаях потребителям оказана помощь в составлении претензий в адрес хозяйствующих субъектов, что позволило урегулировать имущественные споры в досудебном порядке и возместить обратившимся денежные средства.
Среди поступивших обращений наибольший удельный вес составили обращения в области торговли (34,4%), услуг жилищно-коммунального хозяйства (16,4%), финансовых услуг (4,6%), бытовых услуг (6,1%), транспортных услуг (4,1%).
При этом в сравнении с 2017 годом произошел рост числа обращений в сфере торговли (на 45,7%), в сфере услуг: ЖКХ (на 154%), связи (45,2%), бытовых услуг (на 118,6%), финансовые (на 42%), небольшое снижение обращений на услуги транспорта (на 6%).
В обращениях, связанных с оказанием услуг, поднимаются вопросы ненадлежащего качества услуг (бытовые, медицинские, услуги ЖКХ, юридические и иные услуги), нарушения сроков, навязывания дополнительных услуг (в том числе при оказании финансовых услуг, услуг связи).
Вопросы, которые наиболее часто ставят потребители в обращениях, связанных с оборотом товаров: приобретение товаров ненадлежащего качества, нарушение сроков доставки товаров, в том числе заказанных в сети Интернет, порядок возврата товара надлежащего качества.
В 2018 году в рамках федерального государственного надзора (контроля) в области защиты прав потребителей проведено 70 внеплановых проверок, (2017 г. –105) плановые проерки по защите прав потребителей в 2018 году не проводились. Удельный вес проверок в рамках федерального государственного надзора (контроля) в области защиты прав потребителей составил 6,4 % (2017 – 15,5%) в общем количестве проверок, проведенных Управлением в рамках Федерального закона №294-ФЗ. По видам деятельности наибольшее количество проверок проведено в сфере розничной торговли – 84,3 %, (2017 г. – 44,5 %), общественное питание – 5,7 % и транспортные услуги – 5,7%. В 2018 году по сравнению с 2017 годом отмечено снижение количества проверок во всех сферах деятельности на 40 %. В ходе проверок выявлено 151 нарушений, (2017 г. - 429), в том числе: 121 (80,1%) нарушений закона «О защите прав потребителей», (2017 г.- 70,6%); Удельный вес проверок в рамках федерального государственного надзора (контроля) в области защиты прав потребителей, по результатам которых были выявлены правонарушения, составил –68,6 % (48), (2017 г. – 78,9%) от общего числа проведенных проверок по защите прав потребителей. В ходе одной проверки по защите прав потребителей было выявлено 2,2 правонарушения (2017 г. – 3,4). В целях устранения выявленных в ходе проверок нарушений, выдано 48 (2017 г. – 172) предписаний. В судах в целях заключения по делу дано 23 заключения, (2017 г.- 32), из них по 23 (100 %), (2017 г. - 100%) удовлетворены требования потребителей. В пользу потребителей присуждено 548,2 тысяч рублей, из них –45,5 тысяч рублей - компенсация морального вреда.
За нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей составлено 105 протоколов, вынесено 95 постановлений на сумму 223,1 тыс.руб. (2017 г. - 988), из них на граждан - 15 (15,7%), в том числе вынесено 6 предупреждений, на должностных лиц - 37 (38,9%), в том числе вынесено 8 предупреждений, на индивидуальных предпринимателей – 29 (30,5%), в том числе вынесено 10 предупреждений, на юридических лиц - 14 (14,7%), в том числе вынесено 6 предупреждений. Наибольшее количество постановлений в виде административных штрафов вынесено по ст. 14.15.- 27, ст.14.8 ч.1 - 12. По защите прав потребителей на рассмотрение в суды направлено 10 дел о привлечении к административной ответственности, (2017 г. - 32), из них по 10 (100% из рассмотренных) судами приняты положительные решения о назначении административного штрафа.
В соответствии с Приказом Федеральной службы Роспотребнадзора от 03.10.2018 г. № 777 по состоянию на 29.12.2018 г. проведены внеплановые проверки всех субъектов (6 торговых точек), реализующих предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха. Проверено 837 единиц товаров, из них импортного производства (КНР, Узбекистан) - 164.
Во всех предприятиях торговли выявлены нарушения законодательства: в одном предприятии осуществлялась реализация меховых изделий без наличия контрольных (идентификационных) знаков в количестве 2-х единиц, наложен арест, составлен протокол по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, материалы направлены в суд. Постановлением мирового судьи г. Горно-Алтайска индивидуальному предпринимателю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В пяти предприятиях торговли маркировка на изделия из натурального меха не соответствовала требованиям ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности». На индивидуальных предпринимателей составлено 5 протоколов по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, вынесены административные наказания в виде предупреждения, выданы предписания об устранении нарушений. Все предписания исполнены в полном объеме.
В соответствии с приказом № 153 от 29.12.2017 г. Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай «Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РА на 2018 год.», в целях предупреждения, пресечения нарушений на потребительским рынке проводились профилактические рейды в объектах торговли, общепита, детства, автотранспорта, в том числе совместно с общественной организацией «Молодой Гвардии» «Единая Россия». В ходе рейдов выявлялись грубые нарушения законодательства: реализация продукции с истекшими сроками годности, без информации, нарушения условий хранения, отсутствие остановочных павильонов, расписаний.
По итогам рейдов проводилась разъяснительная работа с руководителями предприятий, совещания с предпринимателями, оказывающими услуги торговли, общепита, туристские, транспортные услуги. Нарушителям выдавались предостережения, добились заметных улучшений в работе перевозчиков, так во всех остановочных пунктах размещены «расписания движения автобусов». В соответствии с требованиями Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и Приказом Минздрава России «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения" на двери с внешней стороны автобусов размещены Знаки о запрете курения. Транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудованы указателями маршрута, остановочные павильоны отремонтированы.
В туристский сезон специалистами Управления проводились выездные общественные приемные на объектах турбизнеса. До сведения руководителей предприятий доводились основные требования нормативных документов, регулирующих отношения в турбизнесе, туристам разъяснялись их права в случае оказания некачественных услуг и раздавались памятки с алгоритмом действий в случае нарушения их прав.
В рамках Проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" приняли участие в проведении Дня финансовой грамотности совместно со специалистами Министерства финансов РА, Отделения Национального банка по РА СГУ Банка России и другими заинтересованными организациями; проведены лекции по финансовой грамотности для учащихся г. Горно-Алтайска, в селах Майма, Турочак, Шебалино, для пенсионеров, инвалидов г. Горно-Алтайска, Чойского района. Совместно с Прокуратурой проводились проверки микрофинансовых предприятий г. Горно-Алтайска, Майминского района.
В 2018 году проводились на территории региона мероприятия, посвященные Всемирному дню защиты прав потребителей, с привлечением заинтересованных ведомств. В рамках мероприятий проводились лекции в образовательных учреждениях, конкурсы детских рисунков, разработаны кроссворды по вопросам защиты прав потребителей, организованы выездные общественные приемные в торговых сетях, лекции в детских лагерях, игры. Были разработаны и распространены памятки, брошюры по вопросам защиты прав потребителей в сферах потребительского рынка.
В течение года проводилось информирование населения через средства массовой информации: радио, телевидение, сайт. Сотрудниками Роспотребнадзора по Республике Алтай подготовлено – 102 выступления на радио, 4 – на телевидении, 594 публикаций в СМИ.
Еженедельно в пунктах МФЦ в г. Горно-Алтайске, Онгудайском, Кош-Агачском, Турочакском и Усть-Коксинском сельском совете, специалисты Консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» ведут прием граждан по вопросам защиты прав потребителей. За 12 месяцев обратилось за консультацией 312 гражданина.
Специалисты Управления приняли участие в разработке Региональной программы «Обеспечение защиты прав потребителей в Республике Алтай на 2018-2020 годы», которая была принята 20 апреля 2018 года № 118, также в принятии программы «Содействие повышению финансовой грамотности в Республике Алтай на 2019-25 годы», которая принята 30.07.2018года. Направлялись предложения в проект-распоряжение «О подготовке к туристическому сезону в Республике Алтай в 2018 году», внесены предложения по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации, Ежегодно готовиться проект распоряжения Правительства Республики Алтай о проведении мероприятий, посвященных Всемирному дню защиты прав потребителей.
В целях повышения степени защищенности потребителей, специалисты Роспотребнадзора осуществляют постоянное взаимодействие с предпринимательским сообществом, принимают участие в конференциях с предпринимателями, в совещаниях, ежеквартально проводят дни открытых дверей для предпринимателей, в ходе которых предпринимателей информируют о новеллах законодательства, разъясняют нормы Закона и помогают предпринимателям разработать систему мер по предупреждению нарушений требований законодательства.
В еженедельном режиме актуальная информация вносится специалистами на Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИЗ ЗПП), зайдя на который любой потребитель может почерпнуть для себя много интересного и полезного.