19.12.2018

Нередко потребителей обращаются в Управление по поводу несвоевременных или неполных выплат страховыми компаниями страховых возмещений. В этой связи Управление дает пояснения.

Страховщик, опровергающий причинную связь между своими действиями (выплата страхового возмещения с просрочкой) и возникновением у страхователя убытков, обязан доказать обратное.

В соответствии со ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (п. 1). Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 данного кодекса. Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.

Как следует из разъяснений, данных в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст. 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (ст. 404 ГК РФ). При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение.

Верховный суд приводит в своем обзоре судебной практики следующую ситуацию.

Гражданин приобрел машину на денежные средства, полученные по кредитному договору, и застраховал по КАСКО (договор страхования автотранспортного средства). В период действия договора страхования машина сгорела. Страховая компания произвела выплату страхового возмещения по истечении двух лет после страхового события на основании решения суда. Все это время гражданин платил банку проценты по кредиту.

Как указал Верховный суд Российской Федерации (Обзор судебной практики Верховного суда РФ, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 г.) в такой ситуации страховая должна возместить гражданину убытки, т.е. проценты, уплаченные по кредиту. Тем более что по условиям договора страхования выгодоприобретателем является банк. Возмещение в размере, соответствующем задолженности по кредитному договору, в итоге должно было поступить в банк. Верховный суд Российской Федерации также отметил: страховая должна доказывать, что убытки гражданина возникли не из-за просрочки выплаты страхового возмещения.

Специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай готовы проконсультировать Вас по вопросам защиты потребительских прав. Телефон  «горячей линии» Роспотребнадзора (38822)64241 работает по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00, в пятницу до 16-45. Также можно обратиться в Консультационный Центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» в отдел по защите прав потребителей, пр. Коммунистический, 173 или по телефону (38822)4-84-41.