20 ноября на заседании круглого стола на тему «Предпринимательство как вектор развития» в парламенте Республики Алтай представитель Роспотребнадзора по Республике Алтай Татьяна Лямкина проинформировала участников о применении риск-ориентированного подхода в контрольной (надзорной) деятельности Роспотребнадзора по Республике Алтай.
Отмечено, что риск-ориентированная модель организации контрольно-надзорной деятельности внедрена в деятельность Роспотребнадзором в 2015 году в целях повышения уровня санитарно-эпидемиологического благополучия населения при одновременном устранении избыточных административных барьеров для деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что позволило пересмотреть методические подходы к планированию контрольно-надзорных мероприятий, выделить приоритеты и сконцентрировать усилия на проверке объектов предпринимательской деятельности с высоким потенциальным риском причинения вреда, прежде всего здоровью человека.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О реализации риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации», Приказа Роспотребнадзора № 1025 от 07.10.2015 г. «О внедрении методических рекомендаций «Расчет показателей, характеризующих численность населения под воздействием факторов потенциального риска причинения вреда здоровью человека объектами санитарно-эпидемиологического надзора» с 2016 году Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай ведется работа по формированию Федерального реестра проверок, по отнесению хозяйствующих субъектов, их отдельных объектов и видов их деятельности к определенному классу опасности по критериям потенциального риска причинения вреда здоровью человека.
В результате в Региональный реестр внесены 7318 субъектов (9229 объектов), из них к категории чрезвычайно высокого риска отнесено 230 объектов, к категории высокого риска - 232 объекта, значительного риска - 1449, среднего - 2190, умеренного риска - 1599. Остальные субъекты отнесены к категории низкого риска.
Проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска. Так, объекты чрезвычайного высокого риска проверяются ежегодно, в то время как в отношении объектов, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
План проверок Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай формируется с учетом риск-ориентированного подхода. Например, в план на 2018 год включено 520 проверок, из них лишь 37 субъектов малого предпринимательства (7,11 %), которые включены в план, как нарушители, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного приостановления деятельности.
Татьяна Лямкина пояснила, что в связи с окончанием в 2019 году «надзорных каникул» для субъектов малого и среднего предпринимательства в 2019 году проект плана на 2019 год так же сформирован с учетом применения риск- ориентированного подхода, и в него включены 217 субъектов малого и среднего предпринимательства.из них 43 субъекта в деятельности которых ранее были выявлены грубые нарушения, создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью потребителей. При этом общее количество проверок по сравнению с 2015 годом уменьшилось в почти в 1,5 раза, а количество плановых проверок уменьшилось в 2 раза.
Отмечено, что за истекший период 2018 года год по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай составлено в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства 237 протоколов, наложено 186 штрафов, к 8 субъектам применено АПД.
Во исполнение требований федерального законодательства, которым за впервые совершенное административное правонарушение административное наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение, Управлением Роспотребнадзора по Республики Алтай при рассмотрении дел об административных правонарушениях штраф заменен предупреждением 43 лицам, вынесено 9 предостережении о недопущении нарушений обязательных требований.
В целях снижения административных барьеров для бизнеса, повышения прозрачности деятельности Роспотребнадзора по Республике Алтай, Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай реализуются комплекс профилактических мероприятий с поднадзорными объектами.
Реализуются соглашения о взаимодействии с Уполномоченным по защите прав предпринимателей, Региональным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленной палатой, региональным отделением Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей».
В ежемесячном режиме организуются семинары-совещания с руководителями организаций и предприятий и с предпринимателями. Всего проведено 54 таких совещаний. В ежеквартальном режиме организовано проведение «дней открытых дверей для предпринимателей».
Кроме внеплановых проверок Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай систематически проводятся профилактические мероприятия по предупреждению, пресечению нарушений на потребительским рынке во взаимодействии с администрацией районов, общественными организациями. За 9 месяцев специалистами Управления было проведено 29 рейдовых мероприятий, в том числе по придорожному сервису, по транспортным услугам, по предприятиям торговли и общественного питания, по гостиничным услугам, по ярмаркам в Майминском,Чойском районе, Чемальском районе и г. Горно-Алтайске.
Проводились выездные общественные приемные на 18 туристических объектах Майминского и Чемальского районов. Туристам раздавались памятки туриста, брошюры по вопросам защиты прав потребителей и памятки по профилактике клещевых инфекций.
В заключение своего выступления представитель Роспотребнадзора по Республике Алтай подчеркнула, что и в дальнейшем Управление планирует расширять спектр профилактических мероприятий с одновременным сокращением административной нагрузки на бизнес. В свою очередь, подобный подход подразумевает повышение социальной ответственности представителей бизнеса и требует повышения роли самоконтроля.