В 2013 году в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разработаны законопроекты, направленные на устранение такого ограничения для проведения проверок как обязательное предварительное уведомление лица, в отношении которого предстоит провести проверку, а также на усиление административной и уголовной ответственности.
Процедура предварительного уведомления во многих случаях препятствует проведению проверки, так как недобросовестные субъекты проверки зачастую уклоняются от вручения им документа, уведомляющего о предстоящей проверке, или под всевозможными предлогами (проведение ремонта, отсутствие уполномоченных должностных лиц ввиду болезни и др.) избегают проведения проверки. Указанная проблема весьма актуальна и для Республики Алтай. По причинам «прекращения деятельности» из плана проверок Роспотребнадзора по Республике Алтай в прошедшем 2013 году исключены 136 объектов. Посчитав, что проще временно закрыть предприятие, чем пережить проверку, некоторые предприниматели, таким образом, избежали административных санкций за нарушения законодательства, вместо того, чтобы выполнять требования закона. В ближайшее время, многие из таких предприятий начнут свою работу уже под другим названием, и проверку в них можно будет провести не раньше, чем через три года. Между тем, количество выявленных нарушений законодательства в ходе проведения контрольных мероприятий (в 2013 году Роспотребнадзором по Республике Алтай выявлено и устранено 9227 нарушений санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей) свидетельствует о недостаточной социальной ответственности представителей бизнеса.
Направление уведомления о проведении проверки также позволяет скрыть либо уничтожить доказательства административного правонарушения, что препятствует привлечению виновных лиц к административной ответственности. Нередко, ко времени проведения проверки, руководители объектов пытаются вывезти из своих предприятий продукцию, не соответствующую требования законодательства. Особенно тяжкими являются последствия нарушений установленных требований, допущенных при обороте пищевой продукции и оказании услуг общественного питания. В связи с этим, подготовлен проект соответствующих изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Одновременно с этим, предложено повысить степень административной ответственности по фактам воспрепятствования проведению проверки, повлекшего невозможность ее проведения или завершения.
Кроме того, в целях усиления административной и уголовной ответственности за нарушения санитарно-эпидемиологических требований при оказании услуг общественного питания населению подготовлены предложения об увеличении размера административного штрафа, установленного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также дополнить часть 2 статьи 238 Уголовного кодекса Российской Федерации отдельным квалифицирующим признаком преступления по фактам хранения, транспортировки и (или) реализации населению пищевой продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей.
Общественным советом по взаимодействию с малым и средним бизнесом при Управлении Роспотребнадзора по Республике Алтай на основании решения совета от 17.12.2013 г. готовятся предложения по внесению поправок в действующее законодательство по дифференциации размеров штрафных санкций в отношении субъектов малого, среднего и крупного бизнеса, которые планируется внести на рассмотрение в законодательные органы власти субъекта.