Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие расфасовку и упаковку пищевых продуктов, в соответствии с пунктами 2 - 4 статьи 18 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Федеральный закон № 29-ФЗ) обязаны соблюдать требования к маркировке и упаковке пищевых продуктов. В части отдельных видов пищевых продуктов предусмотрена обязательная маркировка средствами идентификации.
Пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют необходимой маркировки, не допускаются в обращение (пункт 2 статьи 3 Федерального закона № 29-ФЗ).
Требования к маркировке пищевой продукции установлены техническим регламентом Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (далее - ТР ТС 022/2011). Маркировка упакованной пищевой продукции согласно части 4.1 статьи 4 должна содержать следующие сведения:
1) наименование;
2) состав, за исключением случаев, предусмотренных пункта 7 части 4.4 статьи 4, и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
3) количество;
4) дату изготовления;
5) срок годности;
6) условия хранения, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
7) наименование и место нахождения изготовителя или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя, а также в случаях, установленных ТР ТС 022/2011, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера;
8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
9) показатели пищевой ценности;
10) сведения о наличии компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов;
11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Маркировка пищевых продуктов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации, должна быть нанесена на русском языке (информацию о наименовании и месте нахождения изготовителя пищевой продукции, поставляемой из третьих стран, допускается указывать буквами латинского алфавита и арабскими цифрами).
При фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствии потребителя, на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения. Иные сведения маркировки, а также сведения в отношении пищевой продукции, фасование которой осуществляется организациями розничной торговли в присутствии потребителя, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции (в том числе путем нанесения на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу или прилагаемый к каждой упаковочной единице продукции).